Бонапарт как-то сказал: государство, которое не кормит должным образом свою армию, обречено.
Мудрое высказывание часто цитируют, забывая уточнить, что великий полководец, которым столь опрометчиво восторгался Раскольников проиграл войну с Россией как раз таки из-за скупости.
Народ-победитель навсегда запомнил улепетывающих из Москвы голодных французов и сделал из этого приятного зрелища соответствующие выводы. В российской армии впоследствии к организации питания подходили весьма основательно.
Но одно дело войны XIX века и начала минувшего, другое — Вторая мировая, с ее мощным вооружением, стремительными атаками и контратаками, при которых далеко не всегда есть возможность развернуть полевую кухню и обеспечить бойцов горячей едой.
Каких-то полчаса могут стоить жизни. А потому руководство РККА, более чем за год до нападения Гитлера, изобрело схему, позволяющую накормить солдат сытно и быстро. Речь о специализированных сухпайках.
В Финскую войну красноармейцев по суворовской схеме недокармливали (Александр Васильевич полагал, что голодный солдат злее и решительнее сытого). Однако к середине весны 1940-го на совещании ВКП (б) Андрей Хрулёв поставил под сомнение теорию Суворова и предложил потчевать бойцов пищевыми концентратами.
"Быстро, удобно, дёшево", — заявил будущий генерал и подробно рассказал об особенностях сухпайка. Да так красноречиво, что Сталин, прослышав про идею Хрулёва потребовал привезти ему прямо на дачу концентратов — на дегустацию. Попробовал. Понравилось. Одобрил.
Вскоре в СССР началось масштабное производство пищевых концентратов, что к началу Великой Отечественной войны очень выручало бойцов Красной армии.
В военной литературе, как в художественной, так и документальной, пищевые концентраты упоминаются редко. Да, сухпайки доказали свою незаменимость во фронтовых условиях. Однако были у них и недостатки.
Во-первых, сухую смесь прежде чем употребить, надо заварить, а разжигать костер, когда в километре за березовыми ветвями спрятался подлый фриц, неудобно и небезопасно.
Во-вторых, военно-полевые кулинарные новшества простые русские мужики не сразу оценили — им куда милее были луковица и краюха хлеба. Тем не менее ассортимент сухпайков (несколько видов супов, каш), их калорийность и состав перечеркивали все недостатки. Красноармейцы получали необходимый набор белков, углеводов и даже жиров.
Вермахт, несмотря на немецкую скрупулезность, не смог обеспечить своих воинов качественным питанием. Разнообразие гитлеровских полевых блюд было скудным. Сама организация завтрака-обеда-ужина, согласно нынешним диетологическим теориям, ужасной. На завтрак — кофе с хлебом, на обед — первое, второе, третье. На ужин — тяжёлая артиллерия: колбаса, бекон, шпик, масло, смалец.
Тот же Суворов как-то сказал, что завтрак нужно съесть самому, обед разделить с другом, ужин — отдать врагу. Немцы, возомнившие себя великой нацией, к словам русского полководца не прислушались. Ужином не делились, завтракали весьма скромно. Оттого всегда ходили голодными, и, ворвавшись в советскую деревню, первым делом угоняли у местных женщин скот, проявляя особую страсть к свиньям, мясо которых так хорошо шло под шнапс.
Отсюда и многочисленные истории об экспроприации продовольствия на оккупированных территориях, рассказанные людьми, пережившими ВОВ....