Найти тему
Политический механизм

Ошибаться может каждый. Ценность наших ошибок

Кто такой Гарри Марковиц? Это человек, который доказал важность диверсификации и создал современную портфельную теорию. В 1990 году он разделил Нобелевскую премию по экономике с Уильямом Шарпом (создателем коэффициента Шарпа) и Мертоном Миллером за «новаторскую работу в теории финансовой экономики».

Его работа продемонстрировала, как комбинация различных классов активов позволяет создать портфель с наивысшей доходностью при минимальном риске — действительно революция в мире инвестирования.

Само собой разумеется, что человек, который популяризировал такую теорию, обязательно будет использовать ее при инвестировании собственных средств. Но, как ни странно, это не так :)

Когда Джейсон Цвейг спросил у Марковица, использует ли он свою же научную работу, последний ответил:

Я представил, что рынок пойдет вверх, а меня на нем не будет. Так же я подумал, а вдруг он начнет резко рушиться, а я на 100% буду в нем. Поэтому я решил распределить мой капитал поровну — 50% в акциях и 50% в облигациях.

Получается, что Марковиц не стал следовать собственным же рекомендациям и проводить анализ на риск-профиль для создания оптимального портфеля. Вместо этого он положился на свои ощущения — поведение в очередной раз превзошло математику.

Но и это еще не все! В интервью 2017 года Марковиц заявил: «Ну.. это было в 1952 году. Сейчас бы я сделал все по другому». Так что же было у него в портфеле в наши дни?

Согласно другой статье, в феврале 2018 года Марковиц распределил свои средства следующим образом: 1/3 в индексном фонде на акции малой капитализации, 1/3 в индексном фонде на развивающиеся рынки и 1/3 в 6 отдельных акциях. Да, всего в 6 акциях! Вот его выбор: Weyerhaeuser, USG, Corning, Caterpillar, 3M и United Technologies — все компании связаны со строительством.

Что же заставило человека, доказавшего важность диверсификации, сделать ставку на акции из одной отрасли? Вот что он сам на это ответил:

Это моя долгосрочная ставка. Когда-нибудь правительство восстановит Хьюстон. Потом настанет очередь Флориды, а за ней — Пуэрто-Рико.

То есть, Марковиц поставил треть своего портфеля на восстановление инфраструктуры городов и штатов после серии ураганов 2016-2017 годов. Как вы можете догадаться, такой выбор акций отстал от S&P 500 на 6% в течение двух лет.

Эту историю я рассказал для того, чтобы показать, что мы все совершаем ошибки. Если один из самых блестящих умов в мире финансов может ошибаться, то почему мы должны от него отличаться?

Иногда можно помечтать, какой была бы наша жизнь, если бы мы принимали только верные решения. Проблема такого мысленного эксперимента в том, что мы не знаем, в какой точке бы мы в итоге оказались, сделав другой выбор. Даже правильные действия могут привести к проблемам, с которыми мы не сталкиваемся в нынешней жизни. Хорошим примером этому служит фильм «Эффект бабочки», в котором каждая альтернативная реальность оказывалась хуже предыдущей.

Наши ошибки делают нас теми, кто мы есть. Они очень ценны и учат нас тому, чего мы должны избегать в дальнейшем. Ошибка — это дивиденд знаний, который будет выплачиваться нам до конца жизни.

Не стоит завидовать людям, которые совершили в своей жизни мало ошибок. Скорее всего, они совершат их позже, но у них будет намного меньше времени, чтобы оправиться от них. Так же происходит и в инвестировании — лучше потерять 30% капитала в молодости, сделать правильные выводы и заработать в разы больше, чем 30% сбережений в старости, когда вы уже на пенсии.

Ошибок не избежать, но важно постараться совершить их тогда, когда они наносят минимальный ущерб.

Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.

Всем спасибо за внимание!