Здравствуйте
Мы с вами посмотрели на четыре группы видов эпитета.
А их пять. И пятая самая интересная, на мой взгляд, настоящая сокровищница!
Стилевые, смысловые эпитеты создают неповторимый стиль, образы.
Так у Достоевского цветовой эпитет превратился в символ, а у Анны Ахматовой отмечены особые, только ее бытовые эпитеты. У Булгакова хороши контрастные словосочетания с эпитетом, а у Маяковского – гиперболизированные.
Давайте рассмотрим подвиды (не все, их очень много) этой группы подробнее.
1. Усилительные эпитеты
Усилительные эпитеты не только указывают на признак, содержащийся в определяемом слове, но и усиливают его, гиперболизируют:
Темнота в комнате стояла такая звенящая, почти осязаемая, какой в городе никогда не бывает.
Огонь полыхнул сразу, сначала желто-оранжевый, потом синий – и на мгновение – черный.
(М. Тихонова, "Лизавета")
К усилительным эпитетам относятся и тавтологические: в черном-черном лесу, стоял черный-черный дом...
2. Уточнительные эпитеты
Они называют отличительные признаки предмета.
тяжелые косы уложены короной...
Высокая, тонкая, с огрубевшими от постоянной работы руками, при этом удивительно чуткими, вечно усталая и с двумя недокормленными детьми – замученная, она умудрялась помогать и поддерживать других...
(Н. Шемет, "Эсперанса")
Модиль Флеми дернулась куклой-марионеткой, обернулась, грозно свела брови на переносице...
(А. Френклах, "Плясуньи Его Величества")
Наступала пора погодной неопределённости, когда весна уже подкручивает яркость солнца, а зима-растеряшка ещё периодически возвращается, забыв в гостях то шляпку, то носок.
(В. Князева, " Край с множеством очевидностей")
Узкий хвост-хлыст выписывал вензеля в воздухе, две «куриные» лапки загребали воздух.
(Тим Яланский, "Собака Протрезвиллей")
3. Контрастные эпитеты
Эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов.
Эффективная ошибка
(Тим Яланский, "Эффективная ошибка")
Медленно и неотвратимо вздулся огненный пузырь — над внутренним двориком замка — распух раскалённой медузой — и, не успел я добежать до входа, как он лопнул.
Мне сначала показалось, что кто-то пускает оттуда салют, но потом разглядел гибкий змеиный силуэт в ореоле костистых кожаных крыльев. Окутанная огненной аурой виверна порхала подстреленной бабочкой, и была в этом дёрганье странная грация.
(Тим Яланский, "Собака Протрезвиллей")
4. Зооморфные эпитеты
Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным.
Позже, когда дьявольский дом остался позади, вернулись и звериные шаги. Все так же, шорохами по закоулкам, ненавязчиво, еле слышно, но по-прежнему неотступно.
(А. Жуков, "Глаза зверя")
Кого тут только не было! Обычные люди перемешались с робопирами из скопления Переней, медведеобразные фандорцы сидели за соседним столиком, рядом – снегокенгурки, читаки, вольтерьянцы и, тут я вздрогнула, наши извечные враги – заеведы с длинными торчащими вверх ушами и виднеющимися из-под губ резцами – были тут, клянусь, век мне хаппера не видать!
(Алексей Ладо, "Я подарю тебе звезду")
5. Цветовой эпитет
Цветовые эпитеты влияют на мышление и чувства, влияют на речь. персонажа.
Рябиново-тополиный конец ноября. Нет, я не прав: за вымытым ливнем стеклом киоска полыхают осенние астры – бордовые, жёлтые, белые, – как последние цветочные звёзды.
(А. Ладо, "Мария-Мирабелла")
Мелькнув пятнисто-зеленым брюхом, машина пронеслась над улицей и устремилась куда-то к центру города.
(А. Жуков, "Глаза зверя")
В небе густого синего, почти кобальтового цвета, – кажется, вглядишься и увидишь звезды, – обозначился диск неяркого оранжевого солнца, отчего песок приобрел оттенки маджента. Но кубики! Их поверхность поглощала цвета, словно в каждую масляную каплю бухнули бочку цинковых белил.
(А. Ладо, "Все дети маленькие...")
6. Бытовые эпитеты
Быт, обычный портрет, какая-то вещь, предмет, явление и многое другое не обязательно должны быть скучными. Наоборот, образы рождаются интересные.
Все эти любопытные взгляды, оценивающие, сочувствующие, бестактное разглядывание. Сталкиваясь с таким каждый день, в конце концов, наращиваешь на себе броню, отгораживаешься от людей толстой звуконепроницаемой стеной.
(Гузель Пластинина, "Новичок")
С противным визгливым скрежетом в голове разворачивалась ржавая пружина.
Профессор, обычно отстранённый, холодноватый и временами даже желчный (что, впрочем, Анна Михайловна считала простительным для гения), сегодня выглядел явно нездоровым и каким-то… неухоженным. Она вдруг впервые увидела черты подступающей старости на этом импозантном, интеллигентном лице. А ведь он всего-то лет на десять старше её!
(Елена Радковская, "Научи его любить")
Когда говорят, что надо избавляться от прилагательных (а значит, и от эпитетов с ними) в тексте, я всегда удивляюсь: кто придумывает эти дурацкие правила? Язык – сложный, удивительный, образный – какой угодно, но не упрощенный до уровня 66 IQ.
Языковая проза – это же не только мудрая. умная и т.д., это же еще удовольствие, наслаждение всеми богатствами языка.
Я пробую строку на вкус,
Как гроздья вишен с ветки,
А звуко-буквенный искус
Струится соком терпким...
(Зоя Ануфриева, "На вкус")
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература