Если в посёлке 2-ой Северный рудник находился кордон, то там должны были проверять документы туристов и направлять их в нужном направлении. Группу Георгия Атманаки, если бы туристы дождался машины до посёлка геологов, направили бы по санно-оленьей тропе в сторону горы Железный камень.
Группу Игоря Дятлова, исходя из "Маршрута похода по дням", должны были направить по санно-оленьей тропе в сторону горы Хоиэква, на что указывает расстояние, которое туристы должны были преодолеть от 2-го Северного рудника до верховья Ауспии, 38 км. Но изба оказалась безлюдной, и туристы спокойно пошли по реке Лозьва, тем самым удлинив свой маршрут на 7 км.
Действительно, возникает справедливый вопрос: "Почему на кордоне отсутствовали сотрудники лагерей, которые должны были проверить документы туристов из группы Игоря Дятлова?". Вопрос конечно интересный, но я отвечу на него в следующих публикациях, так как эта статья совсем о другом, но не менее важном вопросе.
Туристы ждали дедушку Славу, так как не имели права идти одни по Лозьве, из-за Ушминской колонии, которая находилась на пути их следования, пусть и немного в стороне от реки. Поэтому, им требовался сопровождающий из Ивдельлага, каковым и являлся дедушка Слава, он же Станислав Валюкявичус, бывший спекулянт из Литовской ССР.
Протокол допроса свидетеля Валюкявичуса Станислава Александровича, 7 марта 1959 года
"1. Фамилия, и.о. Валюкявичус Станислава Александровича
2. Год рождения 1903, 3. Место рождения Литовская ССР г. Каунас
4. Национальность Литовец.
5. Партийность б/п.
6. Образование 4 класса.
7. Занятие а) в настоящее время коновод-возчик 2-го лесоучастка 8-го лаготделения.
Б) в момент, к которому относятся показания: то же.
8. Судимость судим в 1947 г. по ст. 107 УК Лит ССР на 10 лет ИТЛ, судимость в 1953 г. снята".
Документ из УД, лист 53
Получается, дедушка Слава, прибыл в посёлок 41 Квартал из Ушминской колонии, так как не мог быть работником 1-го лесоучастка Энерголесокомбина, ввиду того, что числился коноводом-возчиком 2-го лесоучастка 8-го лаготделения. И в подтверждение моих слов, имеется информация в дневнике группы Игоря Дятлова, за 27 число.
Копия дневника группы Дятлова, 27.1.59
"Лошадь идет медленно. Как приятно идти без рюкзаков. Прошли за 2 часа 8 км. (речка Ушма). Уже начало темнеть. Вся задержка из-за лошади".
Документ из УД, лист 25
Получается, туристы не могли обогнать дедушку Славу, до определенного места. И таким местом, являлась река Ушма, рядом с которой располагалась Ушминская колония. Но в дальнейшем ситуация в корне изменилась, о чём сообщает в общем дневнике группы Игоря Дятлова, один из участников похода Юра Дорошенко.
Копия дневника группы Дятлова, 27.1.59
"Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались, где изба. Загорел костер из досок. Задымила печь. Несколько человек проткнули гвоздями руки. Все благополучно. Вот и подошла лошадь".
Документ из УД, лист 25
После Ушминской колонии, туристы смогли идти полным ходом, поэтому успели до прихода "лошади", не только отыскать избу, но и заготовить дрова, чтобы растопить печь. И, как обычно бывает в запутанных делах, дав ответ на один вопрос, возникает другой и притом не менее важный: "Почему в избе не было сотрудников лагерей, если в посёлке 2-ой Северный рудник, находился кордон?". Вопрос, действительно, очень важный. И о нём пойдет речь в следующей статье, не пропустите.