Как известно, с 10 по 26 февраля 1957 года, Игорь Дятлов и Зина Колмогорова, были в зимнем походе по Северному Уралу. И в их маршруте присутствовал такой населённый пункт, как Вижай. Соответственно, они живо интересовались, какая обстановка была в этом районе, чтобы прокладывать новые маршруты по территории Ивдельлага.
Дневник Зины Колмогоровой, 26.1. 59
"Нынче дорога не такая красивая, снега меньше. Зону с дороги уже сняли. Ехали долго. У меня, как всегда, опять отыскался какой-то земляк. Приехали на 41-вый поселок".
Действительно, в 1957 году, населённые пункты 41 Квартал, 55 Квартал и 69 Квартал, входили в структуру Ивдельлага. Соответственно, дорога в сторону этих населённых пунктов была закрыта, так как на лесоучастках работали заключенные 8-го лаготделения. Но на момент выхода группы Игоря Дятлова, в январе 1959 года, лесоучастки уже передали Энерголесокомбинату города Ивделя и на них работали вольнонаёмные.
Дневник Зины Колмогоровой, 26.1. 59
"Приехали на 41-вый поселок. Здесь работают просто рабочие, не заключенные, а вербованные. Есть много умных из них. Остановились в комнатушке шофёра. Сегодня последний день цивилизации".
Но, как известно, за лесоучастками находились лагпункты 8-го лаготделения: Ушминская колония и Северный рудник. Поэтому, "зону с дороги уже сняли" в районе Вижая, но установили выше по течению реки Лозьва, в заброшенном посёлке геологов 2-ой Северный рудник. Именно там находился кордон, в одной из изб посёлка геологов.
Копия дневника группы Дятлова, 27.1.59
"2-й Северный это заброшенный геологический поселок из 20-25 домов. Один лишь пригоден для жилья. Поздно ночью, в сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались, где изба. Загорел костер из досок. Задымила печь".
Документ из УД, лист 25
Теперь становится понятно, почему организованным туристическим группам попутную машину выделяли, именно, до 2-го Северного рудника, а не до 41 Квартала. Всё дело в том, что если бы туристические группы шли по реке Лозьва, от 41 Квартала до 2-го Северного рудника, то они бы близко подходили к Ушминской колонии, что было не приемлемо для Ивдельлага.
Заветная тетрадь
"Лес мы рубим, щепок нету, сгорают все в костре любви.
Любви к родным, к стране убитой, которой верить хочется.
Витек,Ушма, 1953 год
Записи после концертов:
пос.Вижай, Талица, Шипичный, Северный, Ушма
1952-1954 годы".
Именно, такую запись сделал в своей тетради Вера Георгиевна Лещенко, которая отбывала срок с 52 по 53 год в Ивдельлаге. Она, как известная певица того времени, имела возможность посещать с концертами лагпункты, так как была распределена в культурно-воспитательную часть Ивдельлага.
Протокол допроса свидетеля Дряхлых Михаила Тимофеевича, 5 марта 1959 года
"21.02.59 г. я. студент один из института политехнического, фамилию его не знаю, командир самолета Спицын и штурман вылетели на самолете «Як» в направлении на пос. Вижай, оттуда вверх по р. Лозьва, через пос. 41 квартал, 2-й северный рудник, сев. рудник – до устья р. Ауспия, вверх по р. Ауспия".
Документ из УД, лист 41
Я специально привёл информацию из разных источников о посёлках Ушма и Северный рудник, чтобы избежать голословных обвинений в мой адрес в том, что эти населённые пункты плод моего воображения. Статья закончилась, но не история. Продолжение следует...