Найти в Дзене
Макс Якуба

Русь Ярилы или Христа?

Если говорить о русском духе, о его истоках и составляющих, то первое, что кажется очевидным — родные просторы.

Шишкин Иван Иванович. Дорога во ржи
Шишкин Иван Иванович. Дорога во ржи

На бескрайних просторах такой земли как Россия человек чувствует себя настолько свободным, что любой, кто попытается его напугать, нагнуть или что-то ему навязать, неизбежно рано или поздно становится объектом нейтрализации. И если таким объектом стал ты — это твой свободный выбор, а не проблема русского духа.

Возможно, именно поэтому русский народ то и дело служит в руках Неба или судьбы (кому как угодно) инструментом нейтрализации носителей той или иной идеологии ненависти, когда увлечение такой идеологией принимает массовый характер.

Ольшанский Борис Михайлович. Славянская быль
Ольшанский Борис Михайлович. Славянская быль

Служить мечом возмездия нелегко. Видеть, как в результате твоей ратной службы гибнет самая активная, самая идейная часть другого народа — тяжёлый крест. Возможно, больше ни у кого на этой планете не хватает на такой труд решимости и отваги, мужества и ответственности за судьбу всей планеты. «Парни, парни, в этом наша сила — Землю от пожара уберечь. Мы за мир и дружбу, за улыбки милых, за сердечность встреч» — у какого ещё народа есть такие песни?

Второе, что кажется очевидным при размышлениях об истоках русского духа — тысячелетний подвиг православного аскетизма, особенно его первых веков. Ни один даже самый ярый атеист и противник РПЦ не станет отрицать, что аскетический подвиг Серафима Саровского и легендарная личность Сергия Радонежского — неотъемлемая часть русской истории и культуры, так же как иконы Рублёва, монашеские образы Нестерова и Корина, «Святый Боже» Георгия Свиридова, литургии Чайковского и Рахманинова во всём их колоссальном и необъятном духовном великолепии...

Нестеров Михаил Васильевич. Святая Русь, 1905 г.
Нестеров Михаил Васильевич. Святая Русь, 1905 г.

Однако стремление полностью отождествить феномен русского духа с традициями православного христианства, моё неосознанное желание как православного христианина монополизировать право на ключи от русской души наделяет меня потенциалом радикализма.

Другими словами, если я в себе эти тенденции вовремя не услышу и не усмирю, рано или поздно это может выродиться в моих устах православного христианина в простую формулу: кто не со мной у алтаря, тот не русский.

Такая примитивизация представлений о русском духе в итоге станет фатальной не только для меня как православного христианина, но и для всей Церкви, частью которой себя чувствую и осознаю, и даже для всего русского народа, частью которого себя чувствую и осознаю, поскольку радикализация любой части целого влияет на способность целого чувствовать и мыслить свободно, без идеологических и духовных самоограничений. А рост числа таких несвободных, самоограниченных радикалов неизбежно ведёт к вырождению, распаду и неминуемой гибели всего целого.

Вопрос: как защититься от ксенофобии и суицидального радикализма?

Наверняка способов немало, но первое, что приходит в голову как самый рациональный и естественный способ защиты — признание гипотезы о существовании высокоразвитой дохристианской, праславянской, «языческой» (точнее ведической) цивилизации на просторах современной Арктики и северной Евразии в качестве полноценного предмета серьёзных и всесторонних исследований. Тем более, что признать это не сложно, ведь достойные изучения прямые и косвенные артефакты этой цивилизации до сих пор сохранились, не смотря на все попытки стереть их с лица земли.

Иванов Всеволод Борисович. Исход из Гипербореи
Иванов Всеволод Борисович. Исход из Гипербореи

Начать хотя бы с азов — с азбуки. Даже самое поверхностное знакомство с глубиной и многогранностью образов и смыслов докириллической буквицы уже сдвигает точку сборки. А если продолжить погружение в языки и проанализировать количество идентичных по семантике однокоренных слов в современном русском языке и санскрите, отрицать историческое родство этих языков становится бессмысленно и невозможно. При этом на изучение одной лишь грамматики санскрита обычному современному «человеку-смартфону» необходимо более десяти лет. Так кто из нас больше соответствует образу дикаря: я или мои дохристианские предки?

Глупо и вредно отрицать ценность тысячелетнего духовного опыта православного христианства, так же как глупо и вредно отрицать возможность существования высокоразвитой дохристианской цивилизации праславян.

Разделение, и особенно противопоставление этих двух историко-культурных пластов русской идентичности может быть выгодно только врагу всего русского. Ведь трудно сейчас выдумать или представить себе более глубокий и болезненный раскол в самосознании русского народа, разворошив и воспламенив который можно в который раз попытаться уничтожить этот народ его собственными руками.

Казалось бы, откуда столько эмоций в виртуальных дискуссиях и спорах между представителями двух сообществ: воцерквлённого христианства и праславянского «язычества»? Вряд ли наберётся в России много семей, ведущих своё родовое древо аж со времён крещения Руси. Вряд ли кто-то передаёт потомкам из уст в уста воспоминания предков о том, как их гнали, терзали и убивали огнём и мечом в процессе этого крещения. Достоверных источников того, что крещение было действительно кровавым и жестоким, не так много, и даже те, которые есть, большей частью образны и метафоричны, как любой эпос или народный фольклор.

Так откуда же столько личной ненависти и злобы в нападках на РПЦ всех этих новоявленных и самозванных захистников (защитников) праславянской идентичности? Сложно отделаться от чувства, что эта злоба и ненависть разжигаются и поддерживаются искусственно, сознательно и целенаправленно, и как будто не изнутри русского народа (ну что ж мы, совсем идиоты такой огонь разжигать в своём доме?) а откуда-то извне.

И откуда столько «праславянских», «ведрусских» и «языческих» пабликов во всех социальных средах нашего рунета? Сложно отделаться от чувства, что эти бесчисленные группы и каналы с названиями типа «Ярга», «Ярило», «Русь ведическая» и т. п. плодятся как грибы после дождя, а в оформление, продвижение и рекламу этой грибницы вкачиваются солидные бюджеты.

И в общем-то Бог бы с ними, но странным образом при всей внешней благости и травоядности таких пабликов, когда переходишь к общению с их активными пользователями в личке или в комментариях, оказываешься вовлечён в такой водоворот ненависти к тем, кого там именуют «поповским отродьем», «жидовьём» и прочими омерзительными эпитетами, что нужна высокая степень трезвости, чтобы увидеть, как из тебя пытаются вылепить безумную машину для уничтожения себе подобных. И со многими неопытными пользователями, увы, этот эксперимент даёт желаемый результат.

Надеюсь, эта проблема давно и пристально изучается компетентными органами госбезопасности, однако этот разлом в тонкой ткани русского самосознания можно залечить только с двух сторон. Недостаточно выявить и устранить деструктивное элементы в среде, тяготеющей к изучению дохристианской истории и культуры славян.

Так же как недопустимо выплёскивать вместе с водой ребёнка, как нередко сейчас пытаются сделать некоторые лидеры мнений, сваливая в одну кучу исследователей индо-европейской языковой теории, индо-арийского культурного наследия, вегетарианцев, нацистов третьего рейха (Гитлер ведь мяса не ел), военных преступников нацбата «Азов» (они же поклонялись языческим богам), йогов, кришнаитов, растаманов, ЛГБТ, БЛМ, символы гитлеровской Германии, ведической Индии, Российской империи и т. д., и т. п... Жуткое месиво наваристого невежества.

Сейчас самое время учиться отделять кашу от мух, зёрна от плевел и укронацистов от людей, которые просто не верят, что до крещения Руси славянские народы мало чем отличались от приматов в сознании, культуре общения и организации быта. В конце концов, на чём строится современная церковная этика семейных отношений, домоводства, воспитания детей? Случайно не на книге «Домострой»? А если внимательно взглянуть на арийскую культуру многотысячелетней давности, описанную в таких памятниках литературы как «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавадгита», возникает неловкий вопрос: а есть ли в «Домострое» что-то новое?

Однако «Домострой» — это частное, а сегодня пришло время идти к частному от общего. Пришло время, когда вопрос о самом существовании русского мира снова актуален. Пришло время задуматься: как перейти от противопоставления и борьбы этих двух бесценных пластов нашей духовной памяти — дохристианского и христианского — к их объединению в простой и понятный историко-культурный орнамент, в знакомую с детства и родную сердцу былину, в которой есть пути не только налево и направо, но и прямо — по золотой середине, и где странствовать можно не только пешком или на коне, но и на ковре-самолёте высоко над землёй.

Васнецов Виктор Михайлович. Ковёр-самолёт, 1880 г.
Васнецов Виктор Михайлович. Ковёр-самолёт, 1880 г.

Эта статья в vk | Все статьи автора в vk | Группа в vk | Телеграм-канал