Найти тему
Смоляна Серова

Надтекст, или про то, как однажды встретились Толкин, Лукас и Роулинг...

Как, вероятно, известно большинству любителей фантастики (и не только фантастики, а и всей современной (читай "постмодернистской") литературы (а так же кино и визуально-текстовых жанров - графического романа и комикса), огромный пласт произведений обладает очень сходными, если не сказать, списанными буквально под копирку сюжетами. Виной ли тому скудость мышления миллениалов, общая вторичность культуры нового тысячелетия или происки масонов во главе с правительством рептилоидов, но факт остаётся фактом: оригинальные истории, созданные в конце 20 - начале 21 века, можно пересчитать по пальцам. И даже в них, таких замечательных, таких монументальных и ставших буквально памятниками искусства, полно заимствований и повторяющихся характеров/историй персонажа/сюжетных ходов (нужное подчеркнуть).

На самом деле, эта проблема не то что совсем не нова, а очень даже преследует человечество с древнейших времён. Выглядело это, по-моему, так: как только второй человек научился писать, первый (который уже умел) тут же обвинил второго в том, что тот списывает. А ещё раньше, когда всякое интересное передавалось строго из уст в уста, сюжеты и персонажи вовсе кочевали по миру, аки бедуины на своих кораблях пустыни, у каждой новой народности приобретая местные признаки, но при этом отнюдь не теряя своей индивидуальности (вследствие чего мы и сегодня обнаруживаем такие "кочующие" сюжеты в мифах, легендах и сказках народов, отделённых друг от друга парой десятков параллелей и меридианов).

Литературоведы по сей день ведут жаркие споры о том, сколько всего сюжетов существует в мировой литературе, и уже не один десяток копий преломлено и превратилось в дрова для поддержания нужной температуры этих самых споров. Однако все учёные мужи сходятся в одном: вся художественная литература на планете (если только это не пособие "Как сбросить 30 килограмм за неделю и женить на себе миллионера") сводится к нескольким простым, я бы даже сказала, банальным сюжетам. Перечислять их я не буду, тем более, что у разных учёных - разные версии такого списка, отмечу только, что это обстоятельство наиболее ярко проявило себя именно в наше, такое весёлое, бурное, яркое и... неоригинальное время.

Собственно, то всё присказка была, а вот и сказка. Я обожаю фантастику лет с двенадцати. Как сейчас помню, сидела я дома после школы, слушала радио (раньше, когда деревья были большими, динозавры - маленькими, а доллар по три рубля, почти в каждом доме имелись радиоточки, а по телевизору показывали только один канал, ОРТ. Так что на наши сегодняшние стоны про "нечего смотреть" человек из того времени искренне покрутил бы пальцем у виска). На волне "Радио России" передавали литературный салон. Какая-то актриса с очень приятным голосом так проникновенно читала рассказ Рея Брэдбери "Всё лето в один день", что я не могла оторваться ни на секунду, а после передачи, записав на память незнакомое мне в те поры имя автора, помчалась за ним в библиотеку. И пропала. Так сказать, оказалась потерянной для общества.

Фантастики я прочла и пересмотрела с тех пор тонны. Даже гигатонны. Глотала не жуя, пока не случилось несварение. Чуть повзрослев, начала более придирчиво относиться к выбору потребляемого мозгового субстрата, но всё равно по сей день подсажена на эту диету. И, хоть в моём арсенале наберётся не меньше дюжины горячо любимых мною авторов, есть среди них три, о которых, собственно, и пойдёт речь.

Причём, книги писали только двое. Третий снял кино-трилогию (которая впоследствии превратилась в кино-шестилогию).

Итак, представляю вашему вниманию моё несколько юмористическое, иронично-комиксовое, но сделанное с исключительной любовью к оригиналам видение трёх "столпов" современной фантастики: романа Дж.Р.Р.Толкиена "Властелин Колец", цикла романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере и киноэпопеи Джорджа Лукаса "Звёздные Войны". Если точнее, эти шаржи (или скетчи, кому как нравится) больше похожи на киноадаптации, чем на книги, но таков бич современного искусства: созданные экранизациями образы слишком прочно вклинились в наше повседневное сознание и срослись с книжными прототипами.

По поводу схожести первых двух, лет десять тому назад я даже пыталась написать стёбный фанфик, который, к великому сожалению, особой славы среди читателей не снискал. Но всё ещё благополучно лежит на моём любимом фикрайтерском ресурсе: https://ficbook.net/readfic/2215846

Гарри Поттер. Люк Скайуокер. Фродо Бэггинс
Гарри Поттер. Люк Скайуокер. Фродо Бэггинс

Итак, начнём с главных героев. Бравый поборник добродетели и справедливости. Сирота, воспитываемый ближайшими родственниками погибших родителей. Скромный, подающий надежды молодой человек, угнетённый своим существованием в неподобающей (по его мнению) обстановке. Вырван из привычного бытия внезапно появившимся мудрым наставником и им же направлен на обалдеть какое трудное, связанное со смертельным риском задание по смене существующего миропорядка. Использует нетрадиционные методы революционной борьбы (магия/Сила - нужное подчеркнуть) и имбовое оружие (волшебная палочка/мантия/световой меч/Кольцо Всевластья - нужное опять же подчеркнуть). ФИО подставляем в зависимости от просматриваемого контента.

"Добрые" и "мудрые" наставники слева направо: Оби Ван Кеноби, Альбус Дамблдор и Гэндальф Серый, он же товарищ майор... простите, майар на спецзадании. Перевод: "Используй силу, Люк!"; "Верь в любовь, Гарри!"; "Просто иди уже и уничтожь это чёртово Кольцо, полурослик!" :)
"Добрые" и "мудрые" наставники слева направо: Оби Ван Кеноби, Альбус Дамблдор и Гэндальф Серый, он же товарищ майор... простите, майар на спецзадании. Перевод: "Используй силу, Люк!"; "Верь в любовь, Гарри!"; "Просто иди уже и уничтожь это чёртово Кольцо, полурослик!" :)

Мои "чибики", всё же, не абсолютно идентичны, потому как в фильмах их совсем по-разному отыграли актёры, придав каноничным персонажам чуток характерности и яркой индивидуальности. Гарри получился малость деревянным из-за игры Рэдклиффа. Скайуокер Марка Хэмилла в первых частях раздражал меня своей пафосной физиономией. Фродо Элайджи Вуда запомнился тем, что весь первый фильм (да и, признаться, большую часть остальных двух) мотал сопли на кулак.

"Я победил Тёмного Лорда, потому что он убил моих родителей!" "Я простил Тёмного Лорда, потому что он был моим отцом!" "Я плакал"
"Я победил Тёмного Лорда, потому что он убил моих родителей!" "Я простил Тёмного Лорда, потому что он был моим отцом!" "Я плакал"
"Я могу подбить 100 имперских штурмовиков!" "Я могу победить 1000 Пожирателей смерти!" "Бл*"
"Я могу подбить 100 имперских штурмовиков!" "Я могу победить 1000 Пожирателей смерти!" "Бл*"

Не обошлось и без прочих каноничных персонажей, хотя они и не участвуют в скетчах, но и без того неплохо смотрятся.

Гермиона Грейнджер и Рон Уизли
Гермиона Грейнджер и Рон Уизли
Мерзсссский слизеринец Драко Малфой с папаней
Мерзсссский слизеринец Драко Малфой с папаней
Сева и Вова. То есть, Северус Снейп и Волдеморт. Кто из них кто можно легко определить по наличию/отсутствию шнобеля и длинных патлов
Сева и Вова. То есть, Северус Снейп и Волдеморт. Кто из них кто можно легко определить по наличию/отсутствию шнобеля и длинных патлов
Беллатрикс Лестрейндж. Обожаю Хелену Бонем-Картер. И нет, она, к сожалению, не смогла отыграть ту мразь, которой была книжная Белла. А картинка меня веселит :)
Беллатрикс Лестрейндж. Обожаю Хелену Бонем-Картер. И нет, она, к сожалению, не смогла отыграть ту мразь, которой была книжная Белла. А картинка меня веселит :)
А это - две дамы с Амстердама, вернее, из вселенной "Властелина". Эльфийские девы самой неописуемой красоты. Златовласка Галадриэль Финарфиновна и "Вечерняя звезда эльдар" Арвен Эльрондовна. Одна - бабушка другой, чтоб вы знали
А это - две дамы с Амстердама, вернее, из вселенной "Властелина". Эльфийские девы самой неописуемой красоты. Златовласка Галадриэль Финарфиновна и "Вечерняя звезда эльдар" Арвен Эльрондовна. Одна - бабушка другой, чтоб вы знали

Ну и куда же без неугомонной троицы. Это вам, конечно, не Трус, Балбес и Бывалый, но тоже ребята-ураган. Кто не в курсе, слева Гимли сын Глоина, справа Арагорн сын Араторна, посерёдке Леголас Безотцовщина XD
Ну и куда же без неугомонной троицы. Это вам, конечно, не Трус, Балбес и Бывалый, но тоже ребята-ураган. Кто не в курсе, слева Гимли сын Глоина, справа Арагорн сын Араторна, посерёдке Леголас Безотцовщина XD

Когда-нибудь однажды я, возможно, доведу до ума сие творение (поскольку идей для скетчей у меня масса), но только не сегодня. Сегодня у нас про другое.

"Причём же здесь надтекст и вся та присказка, что была в начале?" - спросите вы. И я-таки вам отвечу: возможно, ни при чём. Совсем здесь ни при чём. А может быть, наоборот, в ней и весь смысл. Ведь главная особенность сегодняшней литературы (а так же кино и визуально-текстовых жанров) вовсе не в построении логичного сюжета, в котором следствие вытекает из причины. Главное - в том, чтобы красиво раскидать, расставить, разложить и размазать по тексту/кинополотну намёки, пасхалки и отсылки, чтобы потом читатели или зрители всей библиотекой/кинозалом занимались поисками глубинного смысла.

Которого, возможно, нет.

Вот так-то :З