Лето. Жара. Песочница. Маленькая девочка сидит на попе и рисует пластмассовыми граблями красивые волны вокруг себя. Ее мама флегматично восседает на лавочке рядом и читает дамский роман. К малышке подходит мальчик и просит у нее такие прекрасные грабли. Девочка не готова делиться, она против того, чтобы ее вещь брал какой-то там чужой мальчишка. Мама малышки решает вмешаться в ситуацию: «Катюша, дай мальчику грабли. Нужно быть щедрой». После длительных уговоров она не выдерживает, выхватывает из рук дочери грабли и торжественно вручает их счастливому пацану. Девочка, естественно, рыдает. Мама долго убеждает маленькую Катюшу, что она очень щедрая и послушная девочка, и нужно обязательно делиться с другими детьми. Что грабли все равно ее, а мальчик чуть-чуть поиграется и отдаст. В попытках закрепить воспитательный эффект ситуации, она подходит к другому мальчику и говорит: «У тебя такое красивое ведерко. Дашь моей Катюше с ним поиграть?». И «ожившая» Катюша заблестела глазками, заулыбалась, в предвкушении интересного песочного развлечения, однако, мальчик только упрямо машет головой: «Не дам, ведро мое!». Мама Кати с сожалением поворачивается и говорит: «Вот видишь, Катюша. Нельзя это ведерко брать. Мальчик не хочет делиться!»
Двойные стандарты
Это та самая ловушка двойных стандартов для «щедрых» мам и пап. Своего-то малыша мы, вроде как, заставить делиться можем, а вот чужого – никак. Выходит парадоксальная вещь: наш отпрыск чужие границы уважать и соблюдать обязан, а вот на его личные границы всем наплевать. И личный родительский пример тут тоже ничем не поможет. Ведь не станете же вы каждому встречному позволять, например, пользоваться вашим айфоном, или использовать ваши скидочные карты.
Откуда что берется?
Давайте рассмотрим такое странное действие, как «делиться» с позиции эволюции. Для чего оно вообще человечеству? У него есть только две цели – проявление (завоевание) симпатии или банальное выживание. Все остальные «танцы с бубном», типа «вежливости», «хороших манер», «щедрости» - это приобретения родом из социальной жизни общества. Так что, вопрос выживания от граблей или ведерка на сегодняшний день в детской песочнице не стоит. Да и симпатии очень сомнительны в этом случае. Ведь вообще не факт, что именно Катя и этот незнакомый мальчик вдруг воспылают друг к другу взаимной симпатией, чтобы начать обмениваться игрушками. Для чего тогда нам, родителям, заставлять ребенка отдавать свои вещи другим детям?
Популярные заблуждения
Большинство мам и пап таким нехитрым способом пытаются научить свое чадо щедрости, избежать сценария, при котором их ребенок вырастает жадиной. Но это не совсем верно, ведь:
· Никто из родителей не запрещает ребенку делиться, если у него есть такое желание;
· Мало кто использует жесткие рамки в воспитании чада: «Ты обязан, окружающие обязаны», чаще говорят: «Ты можешь, если захочешь…», «Если ты проявишь щедрость, то…»;
· Мы показываем, что делать подарки и уступать другим людям приятно и весело. С другой стороны, всегда можно постараться, например, обменяться вещами с другом.
· Да и как по-иному научить чадо адекватно воспринимать чужой отказ?
Не проще ли позволить ребенку самостоятельно принимать решение: делиться своей вещью или нет. Кстати, если придерживаться этого правила, то скоро вы с удивлением обнаружите, что ваше чадо умеет быть щедрым и делает это с удовольствием.
По мнению психологов, в противном случае, ребенок, которого силой заставляли отдавать свои вещи другим:
1. Вырастет настоящим жадиной.
2. Будет наступать себе на горло, делиться и чувствовать себя обделенным. Если же откажет, то будет чувствовать себя ужасно виноватым за свое «ужасное поведение»;
3. Будет страдать от постоянных нарушений личных границ как в свою, так и в чужую сторону.
А ваш ребенок с удовольствием делится своими личными вещами с другими?
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.