За более чем 30-летнюю работу в страховании мне пришлось столкнуться с тысячами страховых случаев. Особняком в этой массе трагических событий стоят происшествия, которые случились с клиентами, добровольно застраховавшими свою жизнь.
Трагедия, которая произошла с шестнадцатилетним застрахованным пареньком, поразившая меня до глубины души, навсегда останется в моей памяти.
О нем, а также о каком-то роке, который преследует людей, сознательно купившим себе страховку жизни, мой рассказ.
Ловите очередной «виталик» от Виталика!
От судьбы не уйдешь…
Страховую компанию мы с друзьями создали в далеком 1990 году. В то время люди буквально шарахались от страховщиков. Какая там страховка, «не до жиру, быть бы живу». А если и пользовались услугами страховых организаций, то по очень большой необходимости. Ну, например, для страхования риска непогашения взятого в банке кредита. Банк требовал.
В такой ситуации люди, которые приходили к нам в офис, чтобы добровольно и сознательно купить страховку от несчастного случая, выглядели «белыми воронами»!
Конечно, мы им были несказанно рады!
Но через некоторое время я стал замечать странную и зловещую закономерность – все такие страхователи рано или поздно стали попадать в неприятные и даже трагические ситуации. Например, один известный в начале 90-х годов в Казани предприниматель обратился к нам за страховкой от несчастного случая. Дела у него шли великолепно, бизнес процветал.
Мы застраховали его на довольно внушительную сумму. Но не прошло и двух недель, как с ним случилась беда. Он тренировался на искусственной альпинистской стенке в Культурно-спортивном комплексе университета, потерял равновесие и упал с большой высоты. Результат – перелом позвоночника и полное обездвиживание.
Другой случай. Примерно в это же время у меня в компании работала молодая пара супругов в туристическом подразделении. Им предстояла командировка в Москву. Они решили поехать на личном автомобиле. На всякий случай купили полисы страхования жизни. На обратном пути супруг заснул за рулем, машина слетела с трассы и оба погибли.
Жуть!
Эти и подобные случаи начали наводить на не веселые размышления: неужели этих обреченных людей в нашу страховую компанию направляет рука судьбы? Или они приобретают полис, сами предчувствуя неминуемую трагедию?
Так или иначе, но эти случаи убеждали меня в том, что за добровольной покупкой полиса страхования жизни стоит не просто спонтанное желание подстраховаться.
Очередное происшествие еще больше убедило меня в этом.
Сын полка.
Он в буквальном смысле «прибился» к нашему офису. Офис компании располагался в Казани на улице Зинина, а он жил рядом на Шмидта. Дениска, дворовый подросток из не полной семьи, из неблагополучного дома-малосемейки. Толком не учился, болтался без дела. Курившие около офиса наши водители разговорились с ним, чем -то он их разжалобил, они похлопотали за него передо мной.
В итоге он периодически появлялся у нас в офисе, выполняя различные поручения – отнести, поднести, разгрузить и т.п. За эту не хитрую работу он получал немного денег.
Прошел почти год.
Я был доволен его работой, но надо было помочь парню найти более серьезное занятие. Я связался с директором завода «Электроприбор» Геннадием Валерьевичем Дивавиным, нашим акционером, и договорился о трудоустройстве Дениски.
После первой получки гордый Денис появился на пороге нашего офиса и по-взрослому заявил, что хочет застраховать свою жизнь. Мы оформили ему полис на тысячу рублей, за который он заплатил 10 рублей. В начале 90-х это была солидная сумма.
Подвиг.
Прошло еще несколько месяцев. Однажды утром уборщица как-бы невзначай сообщила, что вчера схоронили Дениса.
КААААК?
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
ПОЧЕМУ?
Ему ведь всего 16!
Из сбивчивого рассказа нашей работницы я понял, что случилось.
Малосемейка, в которой жил Денис с мамой и дедом представляла собой П-образный пятиэтажный дом с коридорной системой. Один из соседей, военный – прапорщик, принес из своей части какой-то взрывоопасный предмет, скорее всего старый небольшой пиропатрон, и оставил его около входа в квартиру.
Ватага пацанов быстро его обнаружила. Кто-то из ребят начал ковыряться в нем. В этот момент снаряд зашипел и начал дымиться. На оценку ситуации и принятия решения оставались доли секунды.
Денис, как самый старший из ребят, схватил взрывоопасный предмет, прижал его к животу и побежал к выходу. Уже на улице прозвучал страшный взрыв, нанесший парню раны, не совместимые с жизнью...
Я много размышлял о случившемся. Мог ведь он убежать, спрятаться, смалодушничать. Тогда трагедия неминуемо коснулась бы многих жильцов дома.
Я задавался вопросом: откуда у простого дворового пацана из неблагополучной семьи столько ответственности, это бесстрашие, это самопожертвование?
Скажу откровенно, до сих пор ответа у меня нет.
Видимо, иногда за внешней маской хулигана и разгильдяя скрывается чистая и благородная душа.
Зато я абсолютно уверен, что Дениска – настоящий герой, спасший от гибели своих друзей и соседей!
В день, когда я узнал о случившемся, я без лишних формальностей оформил выплатное дело, взял необходимую сумму в кассе и лично отвез деньги маме Дениски.
Вот такая получилась невеселая история…