Недавно слышал тезис, будто противопоставление себя власти - это способ достижения популярности для деятелей искусства, поэтому они так любят "диссидентствовать". Пиар разводят, что с них взять. И если какие-то случаи действительно можно объяснить чем-то в этом роде, то иные персонажи никак не укладываются в столь удобную схему.
Вспомним американского сценариста Далтона Трамбо.
Начав карьеру рецензентом в журнале The Hollywood Spectator, он перебрался в сценаристы и почти все 30-е годы работал над фильмами класса "В".
Казалось бы, ремесленник ремесленником, но уже тогда он своими публикациями активно "покусывал" студийных бонз, клеймил голливудскую элиту в бездарности и коррупции. Рьяно нападал на благопристойную цензуру Кодекса Хейса. Да еще боролся за создание профсоюзов и вступил в коммунистическую партию США.
Популярности это не добавило, студии несколько раз разрывали контракты. Тем не менее, от проекта к проекту Трамбо постоянно совершенствовал навыки, учился ведению переговоров, и всё это позволило ему к середине 40-х годов стать самым высокооплачиваемым сценаристом в Калифорнии.
Но после Второй Мировой в США активизировался Комитет по антиамериканской деятельности, который за каждым столбом стал искать коммунистов и социалистов (ее председатель Джон Парнелл Томас назвал их "пятой колонной, направляемой из Москвы"). Трамбо, в компании прочих кинематографистов, качающих лодку, получил повестку от Комитета, где на допросе должен был назвать имена известных ему левых деятелей в индустрии и откреститься от тлетворных взглядов. Теперь уже стоило бы притормозить со своим оппозиционным пиаром - слишком велика была вероятность разрушить карьеру, а то и сесть за решетку. Но сценарист продолжал гнуть свою линию.
Трамбо обвинил Комитет в том, что он почему-то не проявляет интереса к действительно подрывным элементам американского общества: таким как Ку-Клукс-Клан, "Серебряные рубашки" или "тем, кто лишает американский народ достойной заработной платы, справедливых цен, комфортного жилья, эффективных профсоюзных организаций и мирного будущего". Подобные демарши чиновники не оценили и в скором времени обвинили Далтона Трамбо в неуважении к Конгрессу, после чего на один год посадили в тюрьму. Вдобавок его внесли в Черный список Голливуда - ни одна студия не могла сотрудничать с ним.
Комплектом к заключению Трамбо получил годы анонимной и незащищенной работы, когда пришлось за небольшую плату писать сценарии ко всему подряд в огромных количествах. Полноценно вернуться в профессию он сумел лишь с выходом "Спартака", спустя 13 лет. Какая уж тут слава?
Подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.