Есть мнение, будто в годы Холодной войны голливудский кинематограф был насквозь пронизан антисоветской пропагандой, разогревающей международное противостояние. К счастью, это заблуждение.
Американское кино то и дело обращалось к нациям по обе стороны океана с призывом научиться решать проблемы дипломатическим путем. Джон Франкенхаймер в фильме "Семь дней в мае" (1964) коснулся также внутреннего раскола общества по вопросам войны и мира.
Перед нами разворачивается гипотетическая ситуация, в которой вымышленный президент Соединенных Штатов Джордан Лаймен в мае 1970-го года ратифицирует договор о ядерном разоружении с Советским Союзом - он и его администрация выступают за мирное урегулирование конфликтов, предпочитая ракетам стол переговоров. Ведь дальнейшая эскалация ведет напрямую к ядерной войне.
Совсем иной позиции придерживается высшее командование армии с одним из своих наиболее видных лидеров - генералом Джеймсом Скоттом. Военные полагают, что разоружение приведет к доминированию СССР и угрозе национальной безопасности, а потому необходимо, наоборот, наращивать мускулы.
У каждой из сторон есть активные сторонники, выходящие на демонстрации и периодически устраивающие потасовки чуть ли не под окнами Белого дома.
Это противостояние выходит на новый уровень после того как сотрудник штаба генерала Скотта, полковник Кейси, обнаруживает косвенные свидетельства готовящегося государственного переворота, который его шеф собирается устроить на военных учениях в ближайшее воскресенье...
Франкенхаймер на основе сценария Рода Серлинга по роману Флэтчера Нибела и Чарльза Бэйли показывает соперничество между ястребами и голубями. Необходимо ли постоянно воевать? Можно ли прикрывать патриотическими лозунгами антиконституционные действия? Безопасна ли безоговорочная вера сильному харизматическому лидеру?
Такие вопросы ставит режиссер, а помогают ему артисты высочайшего мастерства: Фредрик Марч (президент Лаймен), Берт Ланкастер (генерал Скотт), Кирк Дуглас (полковник Кейси) и другие.
Для авторов, конечно, существует некий фетиш по Конституции США и американской политической системе, но они уверенно выступают с демократических позиций. Сегодня эта строгая и предостерегающая картина нисколько не устарела.