Бизнес есть бизнес, а потому крупные компании стараются держаться за рынки сбыта, даже если те максимально токсичны - киноиндустрия не исключение. Страны и континенты могут сотрясаться от общественных катаклизмов, но магнаты Фабрики Грез не спешат уходить раньше времени. Так, в Германии, после прихода нацистов к власти, голливудские студии спокойно продолжили показывать гордым арийцам свои киноленты.
А оставаться в Германии кинобизнесу стало не так-то просто. То гитлеровские штурмовики срывали показы "На Западном фронте без перемен" (это еще до их торжества в 1933-м), то бойкотировали половину фильмов как "дегенеративные". Неприятно, конечно, но работать тоже как-то надо.
Paramount, XX Century Fox и MGM не переставали поставлять ленты для проката на территории Третьего Рейха, даже несмотря на постоянно ухудшавшиеся условия (за 1933-1940 годы на экранах Германии крутилось около 400 американских кинокартин). Принципиальными оказались лишь Warner Bros: их немецкого менеджера Фила Кауфмана избили нацистские активисты, правда позже извинились. Бедняга вскоре скончался - поэтому студия мгновенно покинула прибыльный немецкий рынок, да еще и начала финансировать американскую антинацистскую лигу.
Что до остальных, то они терпели ради прибыли самые дерзкие выходки нацистского правительства. Например, настоятельное требование уволить из местных представительств всех евреев (и, немного поюлив, студийные боссы пошли на это).
В 1935-м под запрет уже попали сами фильмы с участием евреев, а прокатные удостоверения подорожали в 4 раза. Голливуд стерпел и это. Представитель MGM Фриц Стренгхольт вообще развелся с еврейкой-женой, которая по слухам позже умерла в концлагере.
Интересно, что Третий Рейх в итоге запретил вывоз валюты, но Paramount и Fox стали вкладывать немецкую выручку в съемку немецкой же кинохроники, которую можно было продавать по всей планете, а MGM и вовсе догадалась выводить деньги через кредитование немецкой военной промышленности - это дает основания сделать вывод, что Голливуд поучаствовал в укреплении нацистской армии и пропаганды.
Сотрудничество продолжалось даже некоторое время после начала Второй мировой войны, однако к этому моменту американские гиганты уже начали потихоньку делать антифашистские ленты ("Признания нацистского шпиона", "Смертельный шторм", "Четыре сына"), и гитлеровцы сами выгнали американскую кинопромышленность с подконтрольной территории. Есть над чем задуматься.
Подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов.