Найти тему
Культурный рассвет

Как снять фильм под домашним арестом

Взаимоотношения творческой интеллигенции с некоторыми режимами бывают довольно сложными. Например, за иные произведения или высказывания можно попасть под следствие.

Так случилось с Джафаром Панахи, известным иранским кинорежиссером (лауреатом Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей). Он принимал участие в протестах 2009-го года против подтасовок на выборах президента Ирана, где победил Махмуд Ахмадинежад; сотрудничал с оппозиционным Зеленым движением и даже пытался сделать документальную ленту о событиях.

За это кинематографист оказался под шестилетним домашним арестом, а ко всему прочему получил 20-летний запрет на съемку фильмов, написание сценариев и раздачу интервью.

Когда режиссера запирают в собственном жилище и на юридическом уровне блокируют возможность заниматься творчеством, кажется, что его деятельность полностью парализована. Видимо, также считала и иранская юстиция. Не тут-то было.

Джафар Панахи сдаваться не собирался и обратился к другу, документалисту Моджтабе Миртахасеби, чтобы подумать над созданием той или иной картины. Товарищи пришли к выводу, что судебный запрет не распространяется на чтение сценария и его отыгрыш самим режиссером.

Так начался этот экспериментальный фильм, в котором одновременно есть и размышления Панахи, и чтение его нереализованного сценария, и фрагменты из раннего творчества, и даже звучащие где-то на улице гражданские протесты. Фактически, перед зрителем разворачивается история художника, ищущего пути выхода.

В итоге получилась картина, красноречиво названная "Это не фильм". Разумеется, у Джафара Панахи не было ни малейшей надежды показать ее национальному зрителю, но показ для мировой аудитории всё же состоялся: проект вывезли из Ирана на флешке, спрятанной в пирожном, и доставили на 64-й Каннский кинофестиваль.

Наверное, иранские чиновники сильно расстроились.