Японские фильмы ужасов можно смело отнести к отдельной подкатегории жанра хоррор, которые составляют часть национальной культуры страны восходящего солнца. Многие из них могут показаться непонятными и странными. При этом зрители и кинокритики сходятся во мнении, что эти фильмы однозначно атмосферные, зрелищные и порой дико необычные. Эта необычность складывалась из национальных традиций, особенностей японского менталитета, религии и мироощущения. Так, пожалуй, самым необычным и странным японским фильмом ужасов можно назвать комедийный хоррор «Дом» 1977 года.
Синопсис Старшеклассница «Великолепие» приглашает шесть своих подруг провести лето в доме своей тети, с которой не общалась почти десять лет. Прибыв в далекую японскую деревушку, где находится тетин особняк, девушки приходят в восторг не только от дому, но и живописных видов вокруг него. Правда, оказавшись внутри него, им начинает казаться, что в доме что-то не так. С наступлением темноты отдых превращается в настоящий кошмар, когда подруги начинают пропадать одна за другой, а сам дом оказывается демоном-монстром, пожирающим каждого, кто переступит его порог.
Игра актёров Разбираться и оценивать актерскую игру данной картины смысла нет, т.к. каждая из героинь – это пример фирменного киношного штампа. Стоит хотя бы взять их имена и прозвища: «Великолепная», Профессор, Кун Фу, Фантазия, Мак (от англ. stomach – живот), Сладенькая и Мелодия. При этом сами героини едва ли похожи на живых людей: они неестественно говорят, неестественно смеются, неестественно выражают эмоции, будь то страх или грусть. Причем это даже касается второстепенных персонажей, вроде мачехи «Великолепной», изображение и поведение сложно описать словами. Здесь она словно воплощение идеальной женщины, буквально парящей в воздухе. В общем, актерская игра здесь очень странная.
Режиссура Вообще Нобухико Обаяси известен в Японии как постановщик рекламных роликов. Судя по всему, при создании этой картины он придерживался этого амплуа, поскольку после увиденного зрителя точно ждет ступор. Во-первых, бросается в глаза стилистика фильма. Складывалось такое ощущение, словно режиссер решил использовать все виды и формы монтажных склеек, которым научились кинематографисты на момент 1977 года. Во-вторых, по этой причине ты никак не можешь разобраться, а к какому жанру отнести сам фильм. Тут и ужасы, и комедия, и мюзикл, Бог весть знает что. Иногда казалось, словно режиссер решил вместо аниме снять художественное кино, при этом сохранив фирменные анимешные атрибуты. В общем, «Дом» - этот классический пример выражения «вынос мозга».
Сценарий При всем при этом в фильме присутствует полноценный сюжет, т.е. нельзя сказать, что перед нами какая-то непонятная околесица. В центре внимания семеро старшеклассниц. Вот-вот начнутся летние каникулы, у подруг уже построены планы на то, как они проведут лето. «Великолепная» думает провести его с отцом, который недавно вернулся из рабочей поездки в Италии, привезя с собой женщину. Такие перемены очень не нравятся «Великолепной», т.к. в её памяти всё еще теплятся воспоминания об умершей матери. Вместе с матерью «Великолепная» вспоминает о своей тете, с которой не виделась больше десяти лет, и которой пишет письмо с разрешением провести лето у нее в особняке. Получив его, «Великолепная» приглашает своих подруг, тем более у тех обломались планы. И всё вроде бы ничего: красивая природа, старинный японский особняк, забавный продавец арбузов, милая тётя в инвалидной коляске. Но вот вечером без вести пропадает Мак, а когда Фантазия отправляется её искать, то находит её ожившую голову, которая пытается девушку съесть. Странно ведет себя тетя, которая вдруг начинает передвигаться по дому без помощи инвалидной коляски. И вот уже дом по-настоящему пытается убить каждую из девушек, причем не просто убить, а съесть самым натуральным и жестоким образом. Что же происходит в этом доме? Почему он пытается их убить? Что это за такое зло, которое здесь поселилось? И на это всё в необычной манере, но даются ответы.
Итог Однозначно «Дом» - это очень необычное кино, после просмотра которого ты никак не можешь определиться с эмоциями, которые хочешь выразить. Изюминка фильма заключается в его стилистики, дерзком выпаде, с которым режиссер решил подойти при создании фильма. Возможно, «Дом» - это в принципе один из самых необычных фильмов в истории кино. Хотя бы поэтому он точно стоит того, чтобы быть увиденным.