Автомобиль уже давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, однако, вопрос правильной его эксплуатации очень важен прежде всего в контексте безопасного передвижения из точки "А" в точку "Б", а также и экономической составляющей, ведь правильная эксплуатация сэкономит Вам, банально не только на количестве Ваших появлений на АЗС, но и на частоте нахождений в автосервисе.
Проверьте техническое состояние автомобиля и двигателя.
Перед началом движения необходимо проверить:
- исправность рулевого управления
- исправность тормозной системы
- исправность работы контрольных приборов и указателей
- уровень масла в двигателе
- уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения
- отсутствие течей топлива и масла
- состояние шин и давление воздуха в них
Запустив двигатель нужно убедиться в следующем:
- устойчивой его работе на режиме холостого хода
- отсутствии перебоев в подаче топлива, хлопков в глушителе
- отсутствии течи топлива, смазки и охлаждающей жидкости
Трогание с места. Начинайте движение плавно, без рывков, без задержки на промежуточных передачах.
При трогании с места следует помнить об основных причинах дополнительного расхода топлива:
- остановка двигателя (при неумелом трогании) с последующим пуском
- слишком большая подача топлива перед включением сцепления
- ранее включение передачи
- сильное нажатие на педаль газа в ожидании подходящего момента для начала движения
- резкое трогание на первой передаче с пробуксовкой ведущих колес даже на сухом ровном дорожном покрытии.
При трогании автомобиля с места следует осуществлять плавный его разгон и оптимальным по времени переключением передач.
Разгон после трогания с места. Не затягивайте движение на низких передачах.
Разгон автомобиля после трогании с места выполняется с переключением передач с низших на высшие. При разгоне автомобиля не следует затягивать движение на низших передачах. Скорость автомобиля должна увеличиваться на каждой передаче до значения, несколько меньшего максимально возможного на этой передаче. Для переключения на следующую передачу достаточно разогнать автомобиль до скорости, равной 70%-80% максимальной для выбранной передачи. Это позволяет несколько увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и в то же время не даст работать двигателю с неэкономично высокой частотой. В момент переключения передач лучше не допускать большого снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, т.е. до 40%-50% номинально значения.
Переключение на высшую передачу лучше выполнять в течение 1-2 с., исключая резкое и сильное нажатие на рычаг переключения передач. Это связано с тем, что в период переключения передач к колесам не подводится мощность от двигателя и под действием внешнего сопротивления скорость движения снижается. Разгон да прежней скорости требует дополнительного расхода топлива.
При быстром разгоне немного сокращается путь, на котором достигается необходимая скорость движения, но вместе с тем на 2%-4% возрастает расход топлива, по сравнению с расходом при плавном разгоне.
Слишком медленный разгон автомобиля с малым ускорением и достижением наибольшей возможной скорости на каждой передаче неэкономичен по затратам топлива, поскольку увеличиваются общее время движения на низших передачах и частота вращения коленчатого вала двигателя. Причины замедленного разгона:
- недостаточное нажатие на педаль газа
- использование высших передач при большом сопротивлении дороги
- плохая приемистость автомобиля ввиду перегрузки или определенных отклонений в топливоподаче.
На высших передачах ускорение автомобиля значительно меньше, чем на низших, особенно на скорости автомобиля близкой к максимальной. Разгон на высших передачах должен проводиться плавно, но при значительной подаче топлива. Неэкономичен длительный разгон на высшей передаче при полностью выжатой педали газа.
При разгоне перегруженного автомобиля расход топлива повышается значительно в связи с большим временем движения на низших передачах.
Движение с постоянной скоростью. Соблюдайте наиболее экономичный скоростной режим движения автомобиля, помня о том, что движение с высокой скоростью вызывает существенное повышение расхода топлива и смазки.
Наиболее экономичным является движение автомобиля с постоянной скоростью. Высокие и низкие скорости движения приводят к росту расхода топлива. Особенно неэкономичной считается езда со скоростью близкой к максимальной.
Экономичная скорость автомобиля составляет 65%-70% максимальной для данной модели. Переднеприводный автомобиль существенно экономичнее автомобиля с приводом на задние колеса. При движении такого автомобиля с постоянной экономичной скоростью движения экономится до 6%-8% топлива.
При движении с постоянной скоростью правильно выбирайте передачу.
Движение автомобиля с постоянной скоростью возможно как на высшей, так и на предшествующей ей низшей передаче. Рациональное использование передач при эксплуатации автомобиля способствует экономии топлива. Если отпадает необходимость в низшей передаче, то следует сразу же перейти на высшую.
Замедление. При замедлении используйте приёмы его экономичного проведения.
Замедление автомобиля при его движении должно быть оправданным. Многократное чередование замедлений и разгонов создает неустановившийся скоростной режим, что ухудшает топливную экономичность автомобиля. Значительное количества топлива расходуется при выполнении автомобилем обгона (на 20%-25% больше, чем при движении с постоянной скоростью). Однако при этом нельзя допускать длительного движения автомобиля на малой скорости (40-45 км/ч).
Поскольку замедление при эксплуатации автомобиля неизбежно, следует использовать приемы экономичного его осуществления. Различают замедления автомобиля накатом с включенной передачей, выбегом с выключенной передачей и использованием тормозных систем. Накат и выбег - части комбинированного цикла замедления автомобиля. Начинается накат в момент полного или частичного освобождения педали газа, а заканчивается, когда рычаг управления коробкой передач переведен в нейтральное положение при полном снятие нагрузки с педали. В этот момент начинается выбег автомобиля, который продолжается до начала торможения автомобиля рабочей тормозной системой.
Следует отметить, что возможны и другие циклы замедления автомобиля, но они менее экономичны. Неправильное использование наката или выбега в процессе управления автомобилем повышает расход топлива.
При замедлении накатом с включенной передачей, отпуская частично или полностью педаль газа и переключая передачи, можно достичь наиболее экономичного замедления автомобиля.
Выбег с выключенной передачей целесообразен на загородных дорогах. С сухим неизношенным покрытием, при достаточном сцеплении с ним колес, в сочетании с другими приемами. Его нельзя использовать в горной местности (на затяжных и крутых спусках), перед поворотом дороги, на скользких и неровных покрытиях, в условиях городского цикла движения. При умелом использовании выбега автомобиля экономия топлива может достигать 3%-4%. Путь выбега зависит от скорости перед началом замедления, внутренних потерь мощности в трансмиссии и сопротивления движению автомобиля.
Замедления автомобиля посредством тормозных систем наиболее не экономично и его лучше не использовать без крайней необходимости. Например, к светофору целесообразно подъезжать в момент переключения красного света на зеленый. В этом случае исключаются замедления, остановка и разгон автомобиля, что дает значительную экономию топлива. Если это выполнить невозможно, то перед перекрестком следует двигаться накатом без применения тормозных систем, помня о том, что автомобиль не должен создавать аварийной ситуации другим участникам движения.
Остановка. Перед остановкой заранее переходите на движение накатом.
Остановка автомобиля в процессе движения связано с дополнительным расходом топлива на замедление и разгон, и режим холостого хода двигателя при его работе во время стоянки. С этой точки зрения лучше избегать непредусмотренных остановок автомобиля в пути.
Расход топлива при кратковременных остановках (у светофоров, перекрестков) уменьшается, если двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала. Следует иметь ввиду, что при работе двигателя в течение одного часа на режиме холостого хода расходуется 1-2,5 литра топлива. При длительной остановке (у переезда, в местах погрузки-разгрузки, на конечных пунктах маршрута) нужно выполнить следующее:
- выключить двигатель;
- проверить исправность шин и давление воздуха в них;
- оценить нагрев дисков тормозных механизмов;
- убедиться в отсутствии течи в системах питания, охлаждения и смазочной системе двигателя.
Надеюсь, что моя статья будет полезна для вас и поможет сэкономить время и деньги при эксплуатации автомобиля.