САУТ - система автоматического управления тормозами

377 прочитали

В предыдущей публикации я обещал рассказать о системе автоматического управления тормозами (САУТ), которая сама может включать режим торможения, если от других приборов придёт информация о превышении установленной скорости.

Процесс торможения в любом виде транспорта является одним из сложных. Поэтому предмет автотормоза был выделен в отдельный предмет с отдельной инструкцией по управлению тормозами поезда. Конечно, главную роль по управлению тормозами поезда продолжает выполнять машинист локомотива, но каждый из них естественно управляет в меру своих способностей и ошибки в управлении машинисты увы допускают.

Устанавливаемые приборы в т. ч. САУТ при правильном действии ошибок не допускают. Для этого на локомотивах устанавливают ряд приборов, в состав которых входят датчики измеряющих частоту вращения колеса (потом эта частота преобразуется в скорость км/ч), датчики, измеряющие давление воздуха в магистралях, пульт управления и пульт машиниста (изображён ниже)

Пульт машиниста: слева локомотивный светофор, показание которого соответствует показаниям напольного светофора, в табло ордината высвечивается номер ошибки, если она появляется, ниже расстояние до светофора, включенное или выключенное состояние САУТа, скорости установленная и фактическая. Кнопки управления работой САУТ.
Пульт машиниста: слева локомотивный светофор, показание которого соответствует показаниям напольного светофора, в табло ордината высвечивается номер ошибки, если она появляется, ниже расстояние до светофора, включенное или выключенное состояние САУТа, скорости установленная и фактическая. Кнопки управления работой САУТ.

Данный пульт стоит в кабине перед машинистом на пульте управления локомотивом.

Пульт САУТа стоит сверху над манометрами. Здесь пульт отличается от современного, но место расположения осталось. На выпускаемых более современных машинах САУТ стали объединять с остальными приборами безопасности. Ниже показана современная кабина.
Пульт САУТа стоит сверху над манометрами. Здесь пульт отличается от современного, но место расположения осталось. На выпускаемых более современных машинах САУТ стали объединять с остальными приборами безопасности. Ниже показана современная кабина.

Современный пульт управления локомотивом.
Современный пульт управления локомотивом.

Принцип работы САУТ основан на сравнении заданной в программу скорости и фактической скорости. Если например заданная скорость равна 100 км/ч, а фактическая начинает приближаться к ней, то при 99 км/ч раздается звуковой сигнал в кабине машиниста, при 100 км/ч частота звучания сигнала увеличивается и если машинист не принимает меры по стабилизации скорости САУТ включает тормоза в плоть до экстренного торможения. Скоростные характеристики могут в каждом локомотивном депо отличатся.

В процессе эксплуатации машинист с помощью пульта управления может менять режимы движения.

Пульт управления САУТ.
Пульт управления САУТ.

Так при следовании к светофору с красным показанием САУТ остановит поезд на расстоянии 50 м. до светофора. Если поезд длинный, то машинист может приблизить его к светофору для этого он нажимает кнопку "подтяг" и приводит локомотив в движение. Есть кнопка "К20", при нажатии который машинист может проследовать светофор с красным показанием установленным порядком. С помощью кнопки "отправление" машинист при белом показании локомотивного светофора дать команду САУТу не включать тормоза поезда. А кнопкой "ОС" отменяется ограничение скорости поезда после проследования хвостовым вагоном "опасного места", т. е. места, где допустимая скорость отличается в меньшую сторону от установленных на перегоне или станции.

На этом пока всё, всем спасибо и до скорых встреч.