В одном детском саду, воспитательница Надежда Ивановна, проводила занятие в старшей группе на тему "Насекомые летом".
- Ребята, каких насекомых вы знаете? - спрашивала она.
- Муравья, стрекозу, муху, жука - наперебой кричали ребята.
Только Тихон Молчанов ничего не отвечал. Он всё понимал, внимательно слушал, но не произносил не звука.
-Тихон, подойди ко мне, я дам тебе картинки и ты покажешь ребятам, каких насекомых знаешь ты.
Тихон подошёл к воспитательнице и взял картинку с изображением пчелы.
- Покажи её ребятам. Ребята, кто это?
- Пчела - хором закричали ребята.
- Спасибо, Тихон. А про какое бы насекомое ты хотел узнать?
Тихон неторопливо стал перебирать картинки и когда всё внимательно посмотрел, выбрал картинку с изображением муравья.
Воспитательница взяла муравья, прикрепила его на мольберт, а потом достала картинки с изображением улья, муравейника и паутины и начала своё познавательное занятие.
Дети построили муравейник из палочек, которые нашли на участке, поиграли в игру " Муравьи и дождик". Тихон тоже играл и строил муравейник, но не произносил не звука, иногда он не смело улыбался, когда водящий - "дождик" пытался его догнать, но когда игра заканчивалась снова становился очень серьёзным.
- Как у нашего Тихона дела? - спросила вечером мама, которая пришла забрать его домой.
- Очень хорошо - ответила Надежда Ивановна. Тихон сегодня вместе с ребятами построил большой муравейник, он нашёл и принёс веточек больше всех!!!
Надо сказать, что Надежда Ивановна очень любила хвалить детей и всегда находила за что, например "за красиво поставленные тапочки", " за аккуратно убранные игрушки" и т. д. А вот про плохие поступки, она не говорила никогда. Про них рассказывали сами дети.
В группе была традиция, дарить наклейку ребятам, когда они уходят домой по теме с которой они познакомились в садике. Эти наклейки они наклеивали в свои блокнотики, которые хранили дома. А в конце недели приносили их в садик и вместе с Надеждой Ивановной вспоминали, что интересного они узнали за неделю.
Надежда Ивановна протянула наклейку с муравьем Тихону, и пока тот с интересом рассматривал, отвела маму в сторону и прошептала:
- Сегодня во время игры, первый раз улыбнулся , но так и молчит как партизан.
- Не понимаю, почему?! Он так хорошо говорил, всё рассказывал, не все звуки у него конечно получались, но мы его понимали. А потом вдруг раз и замолчал.
- Не переживайте, давайте, наберёмся терпения. Всё будет хорошо!!!
- Спасибо вам Надежда Ивановна. До свидания!
Мама облегчённо вздохнула, затем подошла к сыну, ласково погладила его по голове и взяла за руку.
Мальчик молча помахал рукой воспитательнице и они с мамой пошли домой.
Тихон родился слабослышащим ребёнком с незначительным недоразвитием речи и поэтому не все выговаривал звуки.
Не смотря на диагноз, он был очень смышленый и любознательный малыш. Ему всё было интересно.
Врачи не понимали почему Тихон вдруг замолчал, слух у него остался сохранным, да и в речевом развитии был явный прогресс. Значит он молчит намеренно.
- Ищите причину, по медицинским показаниям все у мальчика хорошо. - твердили врачи один за одним, когда Тихон проходил обследование.
До переезда на новую квартиру, Тихон ходил в другой детский сад к Зинаиде Михайловне. Она очень любила тишину и порядок в группе.
- Играем шёпотом! - всё время твердила Зинаида Михайловна, расшумевшимся детям.
Тихон не знал, как это "играть шёпотом", кроме этого в силу своих особенностей, он вообще не умел шёпотом разговаривать. Голосок у него был очень звонкий и говорил он немного громче, чем все остальные ребята, а когда к нему обращались шёпотом, он ничего не слышал.
-Тихо, тихо, тишина. - то и дело напоминала детям, Зинаида Михайловна.
Мальчику со слабым слухом слышалось не "тихо", а "Тихон".
- Почему она меня все время ругает? - думал он и никак не мог понять, что Зинаида Михайловна, обращалась не только к нему, а ко всем ребятам.
Вскоре Тихон замолчал.....
- Ну почему он всё время молчит? Что же случилось? Может мы в чем-то виноваты? - думала мама по дороге из садика домой.
Рядом с домом они встретили девочку Веронику, которая приехала в гости к своей бабушке.
- Тихон, смотри Вероника идёт. Вы раньше с ней в одну группу ходили, помнишь?
Тихон мотнул головой и отвернулся, было заметно что ему не очень нравятся воспоминания о бывшем садике.
- Почему же ты отвернулся, поздоровайся с Вероникой - продолжала мама.
Тихон не охотно помахал рукой, а потом снова отвернулся и потянул маму за руку.
- Он говорить не умеет. Ха-ха-ха! - закричала вслед им девочка и убежала.
У Тихона на глазах появились слёзы.
-Тихон, не плачь! Тебе очень обидно, я знаю! - обняла мальчика мама. Я поняла почему ты молчишь. Они тебя дразнили!
- Пойдём, Тихон у нас всё будет хорошо! - и они быстрыми шагами отправились к дому.
На следующий день Надежда Ивановна приготовила для ребят сюрприз и положила его в корзинку, накрыв мягким полотенцем.
Утром, когда все дети пришли, она спросила, есть ли у них дома домашние животные. Ребята с удовольствием стали рассказывать о своих питомцах, только Тихон как всегда молчал.
Тогда она подошла к корзине и сказала:
- Ребята у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, что в этой корзине?
- Мячик, кукла, яблоко, конфеты! - кричали дети. Тихон с любопытством смотрел на корзинку, но ничего не говорил.
- Да, действительно в этой большой корзине может находиться всё что угодно. Отгадайте загадку и вы узнаете что там.
- Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Это...
- Котёнок! - дружно ответили дети.
Надежда Ивановна сняла полотенце с корзинки и удивлённо сказала:
- Ой, а где же он?????? Сюрприз, сюрприз, сюрприз! - стала она звать котёнка.
- Ребята, нам надо срочно найти сюрприз - обратилась она к детям. Пока он не натворил каких-нибудь дел.
Дети разошлись по группе и стали заглядывать под столы, стулья. Вдруг они услыхали, чей-то звонкий, пронзительный незнакомый голос.
-Я нафол! Я нафол! - изо всех сил кричал Тихон.
Дети бегом побежали в раздевалку, именно от туда раздавался голосок, а там у своего шкафчика стоял Тихон с белым пушистым котёнком на руках.
- Вот, я нафол! Он сидел в моём фкафсике! Сюлплиз! - сказал Тихон, а потом испуганно посмотрел на ребят, не будут ли они над ним смеяться, что он так неумело говорит.
Ребята и не думали смеяться они удивлённо смотрели то на Тихона, то на котёнка.
Вдруг девочка Алёнка, как закричит:
-Ува!!! Наш Тихон заговолил!
Ура!!! - закричали ребята и стали все по очереди обнимать испуганного Тихона и котёнка.
- Вот это сюрприз! Настоящий сюрприз! - сказала Надежда Ивановна и облегчённо вздохнула.
Вечером, когда мама пришла за Тихоном в детский сад, увидела, что он на встречу к ней бежит с корзинкой в руках, а глаза его светятся от счастья.
- Мама, у нас дома тепель будет жить Сюлплиз! Мне Надежда, его подалила!!!
- Надежда подарила!!!! Какое счастье, какой хороший сюрприз!
Мама обняла сына, а из её глаз текли слёзы умиления и благодарности.
Анна Ермакова