Захар Серебров
Приветствие
Пятеро местных бездельников выходят из супермаркета в хорошем настроении: им удалось купить аж три бутылки. Большая удача. Насобирали, выпросили мелочь. «Насшибали». Кроме того, подобрали и отнесли в приемный пункт алюминиевые банки. Поэтому все замечательно.
Компания делает несколько шагов и вдруг видит на другой стороне улицы знакомого. Такой же местный житель, как они, даже одет так же. То есть кое-как. Улица не широкая, скорее, узкая, машин проезжает мало, что позволяет не драть глотку. Можно разговаривать чуть громче обычного. И вот один из бездельников первым замечает знакомого, вскидывает руку и кричит: «Оп-па, это же Игорёк!»
«Игорек! – кричит он. – Куда пропал? Ну, ты даешь! Как дела?» Остальные бездельники приветствуют Игорька таким же образом. Все вскидывают руки. Улыбаются. Игорек улыбается в ответ. И тоже, в свою очередь, хочет знать, как у них дела.
«Ты давай не пропадай, Игорёк! – кричит первый бездельник. – Давай держись! Удачи тебе! Слышишь? Счастливо!»
Остальные подхватывают: «Счастливо, Игорек! Давай не пропадай!» Игорек кричит в ответ: «Счастливо, мужики! Всем удачи!»
Игорек стоит, вскинув руку, и компания бездельников салютует ему. Все кричат «Счастливо, Игорек! Удачи!», причем по очереди, словно по протоколу. Попрощавшись, компания медленно удаляется в сторону сквера.
Игорек снова кричит – уже вслед: «Удачи, мужики!» Ощущение складывается такое, что увидятся они теперь не скоро.
Можно подумать, что Игорек отправляется в полярную экспедицию, притом уже сегодня вечером, самолет унесет его не куда-нибудь, а на 70-ю параллель северной широты, где суровые условия существуют исключительно для героев и настоящих мужчин. Он высадится на льдину или на пустынный скалистый остров, где потекут его героические часы и дни.
Ничего подобного. Он пересекает улицу, следует за компанией в сквер, и там они все вместе устраиваются на большой городской лавке, вынимают бутылки, разливают, трещат, курят, и никто не удивлен присутствию Игорька, никто его ни о чем не спрашивает, и он абсолютно ничем не выделяется.
Чего было орать «счастливо и удачи!» и к чему вообще было это приветствие?
Жуть
Парнишка увлекается историей. В частности, Второй мировой войной. О событиях Великой отечественной войны способен говорить часами. Ночью, спросонья, может назвать, например, всех заместителей командующего Карельским фронтом маршала Мерецкова с февраля по ноябрь 1944 года. Переписывается в Сети с такими же любителями. Но больше всего ему нравится одерживать победу над спорщиками. А они время от времени появляются. Как раз нынешним утром он разгромил одного упрямого спорщика, закидал его, словно гранатами, фотографиями и ссылками на специальную литературу и опубликованные официальные документы. Он его уничтожил. И, довольный, вышел на улицу прогуляться.
Шагая по аллее, парнишка видит на лавке знакомого – дядю Колю, соседа с третьего этажа. Сам парнишка проживает на шестом. Дядя Коля всегда с ним здоровается. И всегда спрашивает, как дела. Вот и теперь дядя Коля говорит: «Привет молодежи! Как делишки? Посиди с народом. А если купишь пивка, народ тебе спасибо скажет. А то сидим тут, понимаешь, совсем без дела. Даже как-то совестно». Дядя Коля не один, а с двумя приятелями. Все они пенсионеры. И парнишка, по случаю хорошего настроения, покупает пива и присоединяется к компании. Правда, с ним это впервые.
Дядя Коля и его дружки говорят о жизни. Что такое жизнь им известно. Сам дядя Коля 30 лет прослужил в МЧС. Приятель слева – 30 лет в милиции. Приятель справа – столько же санитаром «скорой помощи». И вот они, прихлебывая их бутылок, принимаются рассказывать все, что всплывает в памяти. Пересказывают эпизоды трудовых будней. Дядя Коля бодро, весело выкладывает о том, где и когда взорвалось, прорвало, обрушилось, задавило, сгорело, выгорело, вымерзло, высохло, продавилось, и сколько при этом не выжило. Милиционер рисует свою картину: когда и где зарезали, задушили, замуровали, напали, ограбили, избили, замучили, обманули, облапошили, выманили, выбросили с балкона, из поезда, из машины. Когда бывший санитар берет слово, он говорит о том, как и когда умирают молодые, старые, люди среднего возраста, отчего, почему, в какое чаще всего время суток, сколько в среднем за день, за месяц, сколько умерло примерно в эту ночь, с утра и в этот час, и даже в эту минуту.
Через два часа парнишка почти не в состоянии сделать обычное движение – сглотнуть слюну. Из-за ужаса. Два часа непрерывной информации о болезнях, смертях, преступлениях и катастрофах – и он разучился улыбаться. В городе и вообще в мире, оказывается, жуткая криминальная обстановка. На каждом шагу преступники. Мало того, все механизмы в окружающей среде – от обычных автомобилей на улицах до городских инженерных коммуникаций – ненадежные. Все строительные краны вот-вот рухнут. Трубы под землей взорвутся. Везде утечка газа, оголенные электрические провода, яды, химикаты и ядовитые испарения. Кроме этой напасти, внутри каждого человека – скрытые болезни. Умереть можно каждую минуту.
Парнишка в панике бежит домой, проверяет газовую плиту, краны, состояние электрики, дверные замки. Записывается на медицинское обследование.
Успокаивается парнишка, лишь вернувшись к любимому занятию – погрузившись в историю Великой отечественной войны.
Прочитав в который раз о тяжелых боях 7-14 октября 1941 года в ходе Вяземской оборонительной операции, парнишка порозовел. Война его успокоила. Вернула в прежнее безмятежное состояние.