Найти тему
Антон Беляков

Обвалится ли российский нефтеэкспорт из-за введения шестого пакета санкций?

Итак, неизбежное случилось: после месяца обсуждений Совет ЕС сообщил о согласовании шестого пакета антироссийских санкций. Согласовывали дольше любого другого и только 3 июня мы увидели официальный текст:

-Вводится запрет на информационно-технологическую поддержку операций, работу дата-центров и тд (отключение от SWIFT) банка «Открытие», «Промсвязьбанка»,«Новикомбанк», «Промсвязьбанка», «Банка Россия», «Совкомбанка», Внешэкономбанка (ВЭБ), ВТБ, Сбербанка, Кредитного банка Москвы, Россельхозбанка.

- Вводится запрет вещания трех российских каналов в странах Евросоюза (Россия-24», «ТВ-Центр» и «РТР-планета») при сохранении для их штата права продолжения журналистской деятельности в ЕС, не носящей пропагандистский и подрывной для европейской демократии характер;

- Расширяется перечень российских компаний под санкциями с запретом обращения ценных бумаг, кредитования, операций в ЕС и с европейскими компаниями (теперь их 98) и перечень подсанкционных физических лиц (до 1158 человек, среди прочих в их числе основатель «Яндекса» Аркадий Волож, уже покинувший пост главы совет директоров и пост гендиректора компании после включения в перечень).

- И наконец, вводится поэтапное нефтяное эмбарго.

Последнее, безусловно, представляло самый большой интерес и до сих пор остается камнем преткновения в спорах самих участников ЕС. Как все помнят, сразу о невозможности отказа от российской нефти заявила Венгрия, Чехия и Хороватия. Отдельной проблемой стал запрет не только поставок, но и самих танкерных перевозок, на которые приходится значительная часть бюджетных доходов Греции, так же не позволявшей установить глухое эмбарго. В итоге текст включил ряд уступок некоторым европейцам, а РФ дал хоть какую-то передышку для адаптации нефтяного экспорта к новым ограничениям.

4 июня 2022 года шестым пакетом был введён запрет экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ в страны-участницы ЕС, а так же страхование и перестрахование таких перевозок морем в третьи страны. Запрещается и реэкспорт таких товаров, хотя транзит и продажа нефти нероссийского происхождения через ее территорию сохраняется. Переходный период для поставок нефти, в который могут исполняться контракты, заключенные до 4 июня, заканчивается 4 декабря 2022 года, для нефтепродуктов – 5 февраля 2023 года.

Кроме того, под запрет подпадают любые услуги в области страхования и перестрахования судов, обеспечивающих экспорт российской нефти.

Но при этом даже после 4 декабря и 5 февраля делается исключение для сухопутных стран Европы, сильно зависящих от российской трубопроводной нефти (и/или нефтепродуктов) и не имеющих альтернатив, чтоб ее заменить в ближайшее время. Если посмотреть на карту, то без выхода к морю в Европе всего 11 стран: Австрия, Андорра, Венгрия, Лихтенштейн, Люксембург, Молдавия, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Чехия, а так же Швейцария. Из них еще меньше действительно сильно завязаны на российскую нефтяную трубу. Другие еще ранее сообщали о добровольном отказе от покупки ресурсов у РФ. В результате пока Сербия, Чехия, Венгрия одни из немногих по факту смогут пользоваться бессрочным правом экспорта российской трубопроводной нефти до тех пор, пока Совет ЕС не увидит у них возможность ее замены.

Получат они ее по южной ветке трубопроводной системы «Дружба», собственно единственного трубопровода, по которому российская нефть сейчас идет в эту часть ЕС. Разница лишь в том, что если Венгрия и Чехия имеют прямой доступ к трубопроводу, то у Сербии его пока нет. Но сейчас совместно с РФ она активно прорабатывает вопрос о строительстве ответвления от венгерского участка «Дружбы». Технологически это довольно простое и взаимовыгодное решение, которое, скорее всего, будет реализовано. И можно считать, что все же в Европе уже есть три «страны-исключенца», которые продолжат получать российскую нефть по трубе.

Некоторое время РФ сохраняла надежду, что ввиду обнародованной информации о временном сохранении именно трубопроводных поставок черного золота (без уточнения), из-под действия санкций будет выведена нефть, поставляемая в ЕС и по северной ветке «Дружбы». Основным бенефициаром в этом случае стала б Германия, она же наш крупнейший покупатель. И тогда история с шестым пакетом могла бы оказаться куда менее болезненной. Но нет, отмораживая на зло врагу уши, Германия все же пошла на достаточно большую экономическую жертву и никаких исключений для себя не запросила.

С другой стороны, не все морские поставки пока полностью блокируются. Несмотря на наличие портов, отсрочки введения нефтяного эмбарго смогла добиться Болгария. До 31 декабря 2023 года страна получает право исполнять уже заключенные до 4 июня 2022 года контракты на поставку российской нефти морем.

Морские поставки одного из российских нефтепродуктов, вакуумного газойля, разрешены до конца 2023 года Хорватии.

Хотя шестой пакет установил запрет покупки не только российской нефти, но и нефтепродуктов, произведенных из нее, до 5 декабря 2023 года право импортировать любым способом нефтепродукты, произведенные из российской нефти, получает Греция.

Таким образом, принятый шестой пакет оказался несколько «дырявым»: по крайней мере, до 2024 года ввести полный и быстрый запрет российской нефти в Европе не получилось. Оставляет он и возможность новых персональных «индульгенций» для нуждающихся стран ЕС, ведь прецеденты уже есть. Но и введенные запреты достаточно обширны и говорить, что для РФ они не чувствительны, не верно.

Это легко можно проследить по цифрам нынешнего российского нефтеэкспорта.

Поставки российской нефти в страны Востока и Европы до начала санкционных войн шли примерно 30 на 70 процентов, суммарно – 235 млн тонн. Если быть точным, то в 2021 году на Европу приходилось 68 процентов всего нефтяного экспорта России, то есть 161 млн тонн российского нефтяного сырья. По данным нашей «Транснефти», из этих поставок по «Дружбе» Россия поставила 37 млн тонн нефти, из которых по южной ветке (которая сейчас «разрешена») прокачала только около 15 млн тонн. Вражеский Bloomberg дает примерно такие же цифры. Именно эти 15 млн тонн из 161 млн европейского экспорта на тот или иной срок пока за нами оставлен. При грубом подсчете суммарно с «неевропейским» экспортом (74,4 млн тонн в 2021 году) мы получим гарантированное, хотя и временное сохранение 90 млн тонн нефтеэкспорта из прошлогодних 235 млнн тонн. А это меньше половины.

По факту, правда, за счет сохранения для ряда стран морских перевозок и особых условий цифра будет побольше. Кроме того, побольше она станет и за счет очевидных возможностей обхода санкций. В тексте шестого пакета весьма старательно прописывается, что страны –получатели российской нефти по временному разрешению должны четко маркировать цистерны, не допуская реэкспорт. Но на практике уже сейчас мы видим появление латвийской смеси и, вполне вероятно скорое появление какой-либо еще, когда полученное российское сырье будет смешиваться с «разрешенным» нероссийским и спокойно поставляется в третьи страны. Еще сложнее для ЕС контролировать ситуацию будет с крупнейшими неевропейскими покупателями российской нефти. Не успели в муках согласовать шестой пакет, как The New York Times и WSJ обнародовали информацию о том, что Индия (кстати, в 31 раз нарастившая за последний месяц экспорт российской нефти) перепродает российскую нефть в США и ЕС, «скрывая ее происхождение». Как указывает WSJ, после покупки российское сырье прячут в продуктах нефтепереработки, таких как бензин, дизельное топливо и химикаты, и переправляют в Европу и США. Грузы доставляют через Суэцкий канал и Атлантику. Также компании переливают нефть с одного судна на другое прямо в море.

При этом, весьма примечательно, что действительно оценить такие действия как противозаконные в действительности нельзя, так как пока ни в одной строке принятых «нефтяных санкций» вообще нет определения запрещенного товара. Что считать российской нефтью или российскими нефтепродуктами, из текста никак не следует. А это означает, что с формальной точки зрения обвинять в чем-то участников какой-либо из схем перепродажи российского сырья будет не вполне правомерно. Как думаете, намеренно ли допущена такая «оплошность»?

В любом случае все эти «допущения» позволят РФ смягчать последствия шестого пакета. Но за переходный период России все равно надо буде решить непростую задачу очень оперативного перераспределения части потерянных европейских поставок на Восток, так как сохранение 30 процентов нефтяного экспорта- это все же слишком мало даже с учетом ожидающегося роста цен. Потенциал у нас для этого есть, и не только за счет Китая. Например, до сих пор весьма незначительно в диверсификации российского нефтеэкспорта была задействована Индия, объем нефтяного рынка которой сопоставим с китайским. В свою очередь ЕС, хотя и продолжит активно искать, чем заткнуть дыры от потери российских нефтяных поставок, не менее активно будет искать и пути обхода своих же санкций. В полной мере это не решит всех проблем нефтяного эмбарго для России, но и просчитать его сокрушительный эффект, о котором говорит Евросоюз, приводя «страшные» цифры, тоже пока не позволяет.