Изучать языки непросто. Для этого нужна самодисциплина, терпение, усердие. Часто случается, что люди забрасывают изучение языков и сами не знают, почему. Есть ошибки, которые совершают практически все. Под кажущейся простотой скрывается причина отсутствия прогресса, потеря интереса к языку, разочаровании в своем успехе.
1. Нерегулярность занятий
Как бы скучно это ни звучало, но это так. Отсутствие постоянной практики приводит к угнетению наработанной функции. Все дело в психологии работы мозга. То, что неважно по мнению человека, мозг переводит в разряд малозначительного, что приводит к быстрому забыванию.
Как бороться:
Тут каждый может выбрать подходящий вариант. Например, вознаграждать себя за каждые выученные 100 слов или прочитанную книгу, перевести изучение языка в разряд привычки, установить приложения, которые будут следить за прогрессом обучения и напоминать о пропущенных уроках, поспорить с друзьями, устроить челлендж.
2. Отсутствие цели
Кажется, что это очевидно. Многие отмахиваются, считая, что у них есть цель. Но на деле оказывается, что она расплывчата и неточна.
Как бороться?
Поставить себе как можно более конкретную цель. Например, записаться на международный экзамен за несколько месяцев и начать подготовку к нему.
3. Поиск аналогий в русском языке
В некоторых языках слова могут относиться к другой части речи или иметь другой род. Например, в итальянском il problema (проблема) — мужского рода, на немецком see(озеро) — мужского рода.
Как бороться?
Только один выход — такие слова нужно запоминать.
4. Перевод каждого слова без вникания в общий смысл
Иногда люди выписывают незнакомые слова, а затем переводят их скопом, не перечитывая предложения. Тут возникают сразу две проблемы: во-первых, предложение изначально может быть интерпретировано неверно, во-вторых, переведенные слова без контекста плохо запоминаются, а иногда и неверно переводятся.
Решение.
Переводить слова сразу в процессе чтения. Это может показаться трудоемко. Но сейчас есть приложения, в которых незнакомые слова переводятся одним касанием без отрыва от чтения и отвлечения на словари.
5. Зубрежка правил
В начале обучения не стоит заучивать правила употребления предлогов, артиклей, времен. Это только перегрузит ваш мозг, а вы так и не поймете, как использовать зазубренную информацию.
Что делать?
Отрабатывать все правила на примерах. Писать, читать, проговаривать в разных вариациях, чтобы понять принцип употребления, запомнить, где есть подводные камни и выучить исключения.
6. Пренебрежение повтором изученного
Наш мозг постепенно утилизирует информацию, которую мы редко используем, считая ее малозначимой. Это связано с эволюционной работой мозга. Он защищает нас от перегрузки.
Решение.
Нужно заставить мозг поверить в то, что информация важна, повторять ее или хотя бы возвращаться к теме и поверхностно ее просматривать.
7. Занятия в плохом настроении
Наш мозг запоминает все, что мы чувствуем, чтобы в будущем при столкновении со схожей ситуацией отреагировать схожим образом. Это экономит ресурсы и время. Потому, когда мы что-то делали через силу или в угнетенном настроении, следующая наша практика будет ассоциироваться с негативными эмоциями.
Как бороться?
Стараться не садиться за учебу в плохом настроении. Но если этого не избежать, постараться скрасить обучение. Например, съесть перед занятиями что-то вкусное или сменить обстановку на такую, где будет приятно находиться. Это можно использовать и в обратном направлении. Когда плохое настроение, можно начать заниматься теми упражнениями, которые приносят удовольствие. И это обязательно поднимет настроение.
8. Стремление к идеалу
Когда что-то не получается, вы можете непроизвольно реагировать негативно. Как и в предыдущей ситуации мозг начнет накапливать эту информацию, и вы будете приступать к занятиям заранее ожидая провала.
Как бороться?
Чаще напоминать себе о том, что человек — не робот, может совершать ошибки. Разумно выбирать нагрузку и уровень, чтобы совершать как можно меньше ошибок.
9. Использование популярного метода обучения, который вам не подходит
Все люди разные. Для кого-то эффективнее смотреть фильмы на иностранном языке, а для кого-то — читать художественную литературу и учить незнакомые слова.
Решение.
Пробовать разные методики, менять их, совершенствовать. Если методика вам не подходит, вы поймете это уже через несколько занятий: вам станет неинтересно, запоминание ухудшится и настроение тоже.
10. Изучение материала, который не подходит вашему уровню знаний
Вы изучаете язык уже несколько месяцев, достигли уровня A2 и вдруг решили почитать книгу философа в оригинале. Вряд ли это пойдет на пользу вашему обучению. С большой вероятностью вы ничего не поймете, отложите книгу и разочаруетесь в приобретенных знаниях.
Решение.
Читать только те книги и материалы, которые соответствуют вашему уровню знаний. А если все-таки хочется почитать что-то более сложное, то делать это понемногу. Чтобы излишняя усталость от изученного впоследствии не стала причиной забрасывания учебы.
11. Заучивание редких слов и фраз
Слова, которые нечасто встречаются в речи довольно быстро забываются. К тому же на это тратится время.
Как быть?
Сконцентрируйтесь на тех словах, которые вы используете в своей речи. Вряд ли вы начнете рассуждать об экономике на иностранном, если вы в ней совершенно не разбираетесь.
12. Игнорирование аудирования
Некоторые ученики стараются больше внимания уделять заучиванию слов и использовании грамматики в письме. В то время, как разговорную речь игнорируют. Обычно такая практика бывает в школах на начальных уровнях изучения языков. Но разговорная речь неотделима от письма. В итоге человек может писать и читать, но поддержать разговор не способен.
Решение.
Завести друга иностранца, созваниваться с ним или просто переписываться. Смотреть фильмы, новости на изучаемом языке, привыкать к тому, как речь звучит. Учить слова любимых песен, пытаться повторить. Такие методы довольно быстро приводят к хорошим результатам.