Елена Данченко рассказывает о достопримечательностях Гранады.
Альгамбра — дворец султанов
На следующий день мы отправились в Альгамбру — город в городе, резиденцию мусульманских султанов, а затем и испанских королей.
Это диво дивное, красоту Альгамбры никакие фотографии не смогут передать! Альгамбра — это поэма в кружевном резном камне, это интерьеры к сказкам из «Тысячи и оной ночи»! Это бесчисленные внутренние дворы и дворики с розами, апельсиновыми деревьями и кипарисами… Это журчащие воды водопадов, ручьев и фонтанов. Это висячие сады Семирамиды в Генералифе…
Это чудо расположено на холме, возвышающемся над Гранадой. Когда мы остановились у первого же окна-арки и увидели весь город Гранатов на фоне снегов Сьерра-Невады, то замерли от восхищения, не в силах отойти. В арки залетали голуби. Они гулили и пили воду из фонтана. Бывалые туристы бросали им крошки хлеба.
Считается, что название Альгамбра происходит от арабского словосочетания «Кал’ат аль-Хамра», что означает «красная цитадель». Это укрепленный замок, построенный из обожженных солнцем красных кирпичей. Существуют и другие версии. Одна из них гласит, что свое название «красный» — комплекс получил по цвету породы холма, на котором расположен. Еще одна версия: ансамбль назвали так по аналогичному прозвищу Мухаммеда 1, которого называли «аль-Ахмар» — Рыжий. Какая из этих версий правильная, узнать сложно, да и не очень нужно.
Самая старая часть Альгамбры, построенная на холме Ла Сабика, называется Алькасабой. Это крепость со множеством башен. Самая старая ее часть, по мнению археологов, относится к 889 году до нашей эры, получается, что ее построили задолго до прибытия мусульман в Гранаду. Комплекс построен на остатках римского оборонительного укрепления, поскольку оно было расположено высоко на холме и представляло собой великолепное место для военной крепости. Очевидно, что до римлян это место использовали и древние иберы, и финикийцы для тех же целей.
Самые ранние исторические записи об Альгамбре относятся к девятому веку. Они рассказывают о том, что вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби укрывался в древней крепости во время междоусобиц между мусульманами и мулади (людьми смешанного арабского и европейского происхождения). Та, самая первая мусульманская крепость называлась Эльвира. Арабские тексты предполагают, что Саввар бен Хамдун и другие мусульмане после этого события начали строить новую крепость и расширили ее.
Далее это место долго не упоминается — вплоть до одиннадцатого века, когда полуразрушенное укрепление отстроил Шмуэль ха-Нагид (993—1056), визирь халифа Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов.
О фигуре Шмуэля ха-Нагида можно рассказать отдельно. Он был евреем, который стал… полководцем мусульманской армии. Родившись в богатой еврейской семье в Кордове, он получил отличное светское и религиозное образование. После захвата Кордовы берберами, ха-Нигид бежал в Малагу, где занимался торговлей пряностями. Там он попался на глаза секретарю визиря, для которого удачно начал составлять деловые письма. Карьера писца пошла вверх после того, как, по рекомендации визиря, он начал работать сборщиком налогов для гранадского правителя, в то время берберского халифа Хабуса. Затем он стал секретарем визиря, чуть позже — визирем и главой еврейского сообщества. Титул и прозвище Шмуэля — Нагид — означает главу еврейского духовного сообщества. После смерти Хабуса сыновья халифа начали борьбу за престол, и Нигид помог одному из них одержать победу, за что был назначен главнокомандующим армии. С 1052 по 1054 годы ха-Нагид возглавлял три военных похода против севильских и рондских заговорщиков, пытавшихся захватить территорию Гранадского халифата. Заговорщики заключили союз с французами и разбили гранадскую армию во главе с Шмуэлем, заставив его укрыться в стенах крепости, которую осадили. Однако Шмуэль вывел городское ополчение к западу от города и пять дней выжидал удобного случая, а на пятую ночь неожиданно ударил и рассеял западную сторону осады, заставив врагов укрыться в горах. Затем, развернув армию, он налетел на стоявших с востока французов и Ибн Абу Амара, обратив в бегство и их. Интересно, что ха-Нагид был не только полководцем и религиозным деятелем, он был еще и незаурядным поэтом и архитектором. Вот такой человек имел прямое отношение к строительству и усовершенствованию Алькасабы — первого строения Альгамбры.
До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укрепленный квартал — медину. Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские, хозяйственные постройки. А вот по-настоящему роскошные дворцы начал строить Мухаммад 1 ибн Наср, основатель династии Насридов. Это место он отнял у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа. Войдя в город через Ворота Эльвиры, Насрид занял Флюгерный Замок. На приветствия жителей: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!» он отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха» — эти слова (Wa La Ghalib illa Allah) стали девизом основанной им династии и часто встречаются на стенах Альгамбры.
Нельзя сказать, что Альгамбра была построена одним правителем, это скорее, плод коллективного творчества — работа последовательных правителей династии Насридов. Мохаммед I заложил фундамент Альгамбры, укрепил крепость Сабика, построив три новые башни: Сломанную башню, Башню почтения и Сторожевую башню. Он направил воду из реки Дарро, на которой стоит Гранада, в крепость, построил склады и комнаты для своих солдат и гвардейцев и начал строительство дворцов и стен Альгамбры. Сын и внук Аль-Хамара (Мухаммада I Рыжего) — Мохаммед II и Мохаммед III соответственно — продолжили работу своего отца и деда. Мохаммед III построил Великую мечеть Альгамбры и общественные бани. Большинство известных сооружений комплекса, которые известны сегодня, были построены Юсуфом I и Мохаммедом V. К ним относятся Патио-де-лос-Леонес (Львиный двор), Пуэрта-де-ла-Хустисия, Бани, Комната Комарес и Корабельная комната.
После того как в 1492 году Гранада была завоёвана католическими королями, Альгамбра стала королевской резиденцией. Первым её алькальдом и генерал-капитаном Гранады был назначен Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес (1440—1515), граф де Тендилья, прозванный Великим Тендильей, внук знаменитого испанского поэта маркиза де Сантильяны. В XVI—XVII вв. на месте мечети была построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V. После воцарения Бурбонов, то есть с царствования Филиппа V (1700—1746), испанские короли практически утратили интерес к Альгамбре. В 1812 г. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки крепости. По приказу маршала Сульта под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска. Но документальных подтверждений этого события нет… В 1821 году дворцовый ансамбль пострадал от землетрясения. Со второй трети XIX в. Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829—1832 г. в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и других. В честь Вашингтона Ирвинга у входа в главные ворота ансамбля висит мемориальная доска, а под ней журчит фонтан. Реставрировать комплекс начали в сороковые годы девятнадцатого столетия, имея смутное представление об арабской архитектуре средних веков. Получился такой псевдо-мавританский стиль — «альхабризм». Специалисты говорят, что в этом стиле ярко выражены персидские и византийские мотивы архитектуры. Ближе всего к историческому облику Альгамбру удалось вернуть, уже в двадцатом веке, архитектору-реставратору Леопольдо Торрес Бальбас, хранителю музейного комплекса в 1923—1936 г.
Кирпич, гипсовая лепнина, дерево и керамика — вот основные материалы, из которых сделан дворец. Строгий внешний вид Альгамбры скрывает интерьер, в котором вся красота заключена в обильном полихромном декоре, а отражения огней, водные простыни и фонтаны создают изысканную атмосферу.
Красота комнат в дворце Насридов особенная: потолки, стены — они словно сделаны из кружева. На самом деле это все накладное, такой дизайнерский макияж: все сделано из дерева и лепнины. Деревянные потолки вырезали арабскими орнаментами и прикрепляли к несущему потолку. Здесь очень много разных арок: подковообразных, заостренных и арок ангреладо — с зубчатыми внутренними валиками, как бы мелкими арочками, свисающими гроздьями. Во дворце много колонн, так называемых Насрид-колонн с гладкими цилиндрическим валами и капителями в форме усеченного конуса, иногда с вершиной; все они богато декорированы. Особняком стоят колонны с капителями, получившими название «осиное гнездо». Потолки дворца — кессонные. Кессоны – это углубления разной формы на потолках, плафонах, сводах. Где-то они выполнены из дерева, где-то из резного камня, и я не представляю, сколько нужно было вложить времени и труда, чтобы сделать хотя бы один такой потолок…Вообще, внутренний стиль дворцовых покоев можно отнести к Horro Vacui. Это словосочетание переводится с латинского языка как «боязнь пустоты», а сам стиль означает тенденцию к избыточному заполнению художественного пространства деталями. При этом и поверхность фасада или внутреннее убранство комнаты оказывается перенасыщенным элементами декора, что может вызывать противоречивый эстетический эффект. Но в Альгамбре он почему-то противоречий не вызывает. Измельченность деталей, абсолютная заполненность поверхностей резьбой и узорами вызывает ощущение восточной роскоши и неги. В свое время поверхности стен и потолков были полихромными: расписанными модными в то время яркими цветами — синим, красным и золотым, но краски, увы стерлись и сейчас видны только кое-где и едва. Во дворце много решеток, позволяющих отфильтрованному и отраженному свету проходить через слои водоемов и фонтанов патио. Восточные владыки знали толк в удовольствиях и во внутренних покоях наслаждались непрерывным журчание воды. Средневековые архитекторы в изобилии использовали и керамику, покрывая ее арабесками — геометрически-растительным орнаментом. Весь корпус жилых покоев Насридов отвечает символическому созданию коранического рая, в котором вода, свет и растения имеют первостепенное значение. Сама специфика мусульманской культуры объясняет объединение садов, воды, открытых пространств (патио), отражений света и звуков, составляющих внутреннее убранство здания: культура, взращенная в условиях пустынь, обожествляет воду и растения… Но есть во дворце особое место, созданное вразрез с мусульманской культурой, это Львиный дворик — Патио-де-лос-Леонес. В центре патио стоит фонтан, который окружен двенадцатью львами, извергающими струи воды из пастей. Этот источник — исключение из так называемого «аниконизма» (запрета на изображение религиозных персонажей и живых существ). Внутренний дворик соответствует персидской типологии с квадратным планом, представляющим собой космос — его пересекают четыре оси или канавы, по которым течет вода, что символизирует четыре реки Рая и четыре стороны света. Центральный фонтан как бы воплощает гору, являющуюся центром вселенной и божественной силы. Двенадцать львов представляют двенадцать месяцев. Львиный хоровод словно говорит о том, что из источника султана льется земная и божественная сила — вода — и он раздает ее своим подданным непрерывно.
Продолжение следует...
#путешествия #посмотретьмир #гранада #испания #формаслов