Дорогой читатель ты находишься на странице Яндекс.Дзен историка-краеведа Станислава Недобежкина. В рамках проекта «Шаг в прошлое», я веду рубрику Заметки краеведа. Целью проекта является сохранение исторического наследия малых городов России, через увековечение памяти выдающихся людей и значимых событий в цикле научных и популяризаторских статей, документальных исторических передач и открытых диалогов. Одной из главных целей проекта является приведение документально историко-краеведческого материала, который часто поддается ошибкам и неточностям
П. И. Рычков начав строительство церкви в своём имении, создал не-обходимые условия для развития миссионерской деятельности, в Бугульминском уезде.
В 1743 году ему было выделено 1040 десятин земли 18 км от Бугульминской слободы, где он основал деревню [1, л. 5–10]. Изначально деревня получила название Ключи, название происходило от природных особенностей, так как здесь били несколько разнообразных ключей, образовывая один мощный родник. В последствии деревня Ключи было переименовано в Спасское. А. В. Ефремов писал, что переименование было вы-звано тем, что строительство деревни началось в дни летнего спаса, поэтому и деревня была названа Спасское [2, с. 37]. Но это не совсем так, деревня называлась Ключами до 1747 года. В 1747 году действительно в дни летнего спаса началось строительство, вот только не деревни, а церкви Преображения Господня. В фонде духовная консистория оренбургского архива мы можем найти информацию по церкви, так по указу 28 октября 1747 года «Казанской консистории о произведении следствия о построении в вотчине Оренбургской губернской канцелярии асессора П. И. Рычкова деревни Ключах церкви» [3, л. 3]. 24 марта 1748 года «Указом Казанской духовной консистории о посвящении» в церковь назначается священников Андрей Иванович Воробьев переведенный из дьяков Успенского со-бора Оренбурга [4, л. 5]. 15 июля 1748 года был подписан «Указ Казанской духовной консистории протоирею Оренбурга Алексею Киселеву» что он должен «самоперсонально освидетельствовать церковь в деревни Ключи, асессора П. И. Рычкова» Алексей Киселев освидетельствовал церковь 15 августа 1748 года и с той поры деревня, была переименована в село Спасское [5, л. 3]. Сама же церковь была достроена только в сентябре 1764 года и переименована в Воскресенскую, а в 1769 году была выстроена колокольня [6, с. 139–140].
С 1816 года селом Спасским будет владеть внук Рычкова, Александр Иванович который в отличие от своего деда был активным противником крепостничества. Он стал единственным в Бугульминском уезде, кто составил акт, в силу которого крестьяне села Спасского становились после его смерти свободными хлебопашцами, с правом в дар по 30 десятин земли на ревизскую душу. По рапорту от 25 августа 1826 года крестьяне добились свободы [7, л. 5]. В память о своем помещике крестьяне села Спасское выдали 234 десятины земли близ села Спасское под постройку Бугульминского Александро-Невского мужского монастыря. 12 октября 1863 года было составлено и подписано всеми вольноотпущенными крестьянами решение об открытии монастыря при селе Спасском: «Покойный помещик наш, подпоручик Александр Иванович Рычков, отпустив нас на волю в 1816 году со всей принадлежавшей ему землею в числе 2774 десятин, предоставил ее нам, крестьянам села Спасского, в вечное потомственное владение; из числа вышесказанной земли мы жертвуем в память помещика Рычкова под устройство мужской обители в вечное владение для желаю-щих устроить оную при нашем Спасском, а не в другом месте, городе или селении, так как в нашем крае таковой не имеется; – для усадьбы обители и монастырской церкви пять десятин и содержание обители – удобной земли 85 десятин – всего 90 десятин в урочищах, нами назначенных…» [8, л. 18]. Указом Синода от 3 мая 1867 года № 2257 дано знать епархиальному начальству, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил в восьмой день прошлого апреля месяца утвердить определение Синода от 6/23 марта об открытии в Бугульминском уезде, близь села Спасского мужского общежительного монастыря во имя святого Александра Невского, чтобы с учреждением оного открыто было при нем и предполагаемое заведение для обучения детей новокрещенцев [9, л. 7].
Библиографический список
1. Государственный архив Оренбургской области ф. 6, оп. 6, д. 11986, лл. 5-10.
2. Ефремов А. В. Петр Иванович Рычков (историк и просветитель). – Казань: Татарское кн. из-во, 1995. – 50 с.
3. ГАОО ф. 173, оп. 7, д. 1600, л. 3.
4. ГАОО ф. 173, оп. 7, д. 1674, л. 5.
5. ГАОО ф. 173, оп. 7, д. 1757, л. 3.
6. Рычков Н. П. Отрывок из семейных записок Рожновых // Б-ка для чтения. 1862. – № 1, 2. – 150 с.
7. ГАОО ф. 18, оп. 5, д. 147, л. 5.
8. Государственный архив Самарской области ф. 32, оп. 20, д. 116, л. 18.
9. ГАСО, ф. 32, оп. 20, д. 104, л. 7.
© Недобежкин С.В. Миссионерская деятельность П. И. Рычкова и А. И. Рычкова в Бугульминском уезде XVII–XVIII вв. // Religion – science – society: problems and prospects of interaction: materials of the VI international scientific conference on November 1–2, 2016. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. – P. 76- 77.
Дорогой читатель, спасибо тебе за твое время и твой интерес!
Если у вас есть интересные факты из истории города Бугульма или Бугульминского уезда, документы и фотографии из прошлого присылайте мне на почту stas.nedobejkin2010@yandex.ru или в Instagram https://www.instagram.com/stanislavnedobezhkin/
Представленная информация защищена авторским правом, все указанные фотографии из личного архива С.В. Недобежкина.