Лондон: Инди-месса Джеймса Айхи и грехи Себастьяна Телье
Текст: Александр Кондуков
С появлением в 2013 году супербюджетной программы авиаперевозок EasyJet лондонская концертная программа для русских обладателей британских виз окажется едва ли не бюджетнее, чем привычные уже вылазки в Хельсинки. Поездка на выходные в столицу Великобритании практически гарантирует посещение четырех-пяти интересных мероприятий, где нет проблем со звуком, абсолютно безопасно да еще и можно приобрести разнообразный мерч.
Джеймс Айха
Лондон/ Bush Hall/ ***1/2
Почему не придет в Россию: нет аудитории
Плюсы: гитарный пауэр-поп и кавера высочайшей пробы от экс-гитариста The Smashing Pumpkins
Когда после 12-летней паузы Джеймс Айха выпустил второй сольник «Look To The Sky», многие попросту решили не обращать на него внимания, памятуя об ангельской акустике дебюта «Let It Come Down». Та пластинка была скорее попыткой протеста против диктатуры Билли Коргана, который не держал музыкантов The Smashing Pumpkins за людей и почти в прямом смысле выкручивал им руки, перезаписывая гитарные партии Айхи и басистки Д'Арси Ретцки.
Жизнь Айхи после Pumpkins сложилась неплохо: он и по сей день входит в официальный состав супергруппы A Perfect Circle, не так давно играл пауэр-поп вместе с Тейлором Хэнсоном (Tintled Windows) и все еще нормально выглядит (в отличие от тирана Коргана) – лет на пять моложе своего солидного возраста.
Концерт Айхи проходил в шикарном, почти не потрепанном временем, арт-декошном зале Bush Hall, в который ведет неприметная дверь с Аксбридж-роуд в гниловатом районе рядом с рынком Шефердс Буш.
Именно здесь три года назад прошел тестовый реюнион-концерт Suede и масса других полезных мероприятий, на которых люди могут наслаждаться не только идеальной акустикой, но и посиделками за столиками прямо в зале.
На разогреве у Джеймса выступали молодые блюз-рокеры Palace, выступающие с двумя перкуссионистами: у парней был второй концерт в карьере, но уровень обреченности их музыки был в целом не ниже, чем у Марка Ланегана или ранних The Black Keys.
Айха прибыл в Лондон с усеченным составом своей группы: только гитарист и клавишник, управлявший драм-машиной. Солдаутом в этот вечер даже не пахло: чуть более сотни человек комфортно перемещались по залу, и при желании можно было загнать еще в полтора раза больше.
Сейчас Джеймс уже не напоминает того темноволосого инопланетянина, которым он был в середине 90-х, но что касается мастерства в использовании своих навыков, то тут придраться было не к чему.
Не обладая никакими особенными вокальными достоинствами, он сумел идеально исполнить кавер-версию Патти Смит «Dancing Barefoot» в середине шоу, причем ему могли бы позавидовать и более сильные вокалисты, бравшиеся за этот трек, - те же Боно или Джим Керр из Simple Minds.
Еще два кавера завершали сет: в самом финале Айха спел «Rock'n'roll With Me» Дэвида Боуи, а перед этим, под вопли и аплодисменты, исполнил «Mayonaise» The Smashing Pumpkins, к созданию которой он приложил руку как автор.
Легкая замороженность фронтмена идеально гармонировала с морозной лондонской погодой: с улыбкой Джеймс жаловался на холодину и кокетливо интересовался, как поживают англичане в связи с появлением у Кейт Миддлтон вероятного наследника местной короны.
Собственный материал Айха исполняет безукоризненно: из старых песен в сет-листе осталась только «Be Strong Now», а в новых песнях Джеймс демонстрировал почти все грани своих умений: от кабаре-нуара «Appetite» (на альбоме ему аккомпанирует постоянный клавишник Дэвида Боуи Майк Гарсон) до карамельного инди-попа «Till Next Tuesday», как будто бы написанного специально для Сюзанны Веги.
При этом выступление Джеймса при небольшом включении фантазии можно было бы трактовать и как парад заимствований. Многие песни миниатюрного гитариста звучали так, как будто бы были сконструированы неким мегамеломаном, потратившим годы на то, чтобы наполнить песни десятками отсылок к самой разной гитарной музыке мира.
Возможно поэтому накал страстей в интеллигентном Bush Hall был невысок, а сам концерт по формату был похож на встречу с благодарными слушателями, которые не столько пришли за новыми песнями (отличными, к слову), сколько посмотреть на говорящего и даже иногда улыбающегося рок-воина из SP.
Себастьян Телье
Лондон/ Shepherd's Bush Empire/ ****
Почему не приедет в Россию: высокий личный гонорар артиста, несколько лет назад выступал на книжном фестивале в ЦДХ, так что кому надо – видели
Плюсы: комедийный стенд-ап с убойными танцевальными номерами почти космического размаха, лучшее, что осталось от френч-диско-взрыва
Французский герой электро-диско Себастьян Телье в отличие от героя прошлой заметки Джеймса Айхи едва ли может похвастаться идеальным внешним видом для своего возраста (пузатому бородачу с залысинами всего-то 40), зато по уровню гедонизма и самоиронии он может дать фору кому угодно. Записав в этом году пластинку «My God Is Blue» Телье, судя по его обрывочным заявлениям, старался действовать на той же территории, что и Guns N'Roses времен «Use Your Illusion» или Pink Floyd периода «The Wall».
То есть Себастьян желал объять необъятное, затевал в студийном пространстве войну между Богом и Дьяволом (и стал ее главной жертвой), пользовался услугами хип-хоп-продюсера Мистера Фреша, а по уровню нарратива заткнул за пояс несколько натужное бахвальство многих модных французских писателей-кокаинистов.
Божественная дискотека Телье, которую в ходе представления покинуло сотни две возмущенных красоток с молчаливыми спутниками, проходила в авторитетном концертном зале Shepherd's Bush Empire совсем неподалеку от того места, где днем ранее выступал Айха.
Ролики Телье с того шоу не дожили, немного атмосферы 2012 года
Пространство сцены было заполнено световыми приборами, техники с увлечением тестировали стробоскопы, а вип-зону заполнил экзальтированный французский десант.
Особенно выделялись корпулентный мужчина при белом пиджаке и его спутница-блондинка средних лет, которая по мере выступления Себастьяна исполняла роль гоу-гоу, ловко избавлялась от лишней кожаной одежды и давала хороший пример плясок под Телье для основательно замороженной публики, не очень понимавшей как реагировать на то, что предлагал Shepherd's Bush в тот вечер косматый артист.
Начав концерт с интро «Pepito Blue», Телье на уморительном англо-французском пообещал залу скорое погружение в гипнотический трип и сам стал живо иллюстрировать, как помпезная электронная музыка может менять в лучшую сторону человека не самых очевидных внешних достоинств.
Желания Себастьяна были разнообразны: уже на четвертом треке «Cochon Ville» он отхлебнул из бокала мутной светлой жидкости, восславил русские напитки и пригрозил, что через сорок минут ему пора домой.
При этом манера подачи песен у Телье тоже была, мягко говоря, небанальной: почти перед каждым номером конферансил, напоминая о бородатых шутках Хоакина Феникса, начинал запевать козлиным пьяным голосом очередной хит, а потом резко останавливался, и его группа начинала играть ту же песню мощно и ровно.
Разумеется, скачки настроения артиста были понятны далеко не всем зрителям, часть которых ближе к середине шоу уже вовсю озиралась на вип-ложку, где бесновалась помянутая блондинка: в надежде понять, как именно стоит реагировать на перформанс.
В самые драйвовые моменты Телье тем временем действовал как безупречный фанки-диско-суперстар («Kilometer»), однако, как человеку явно злоупотребляющему, ему этот образ быстро надоедал и он снова скатывался к комическим куплетам. При всей общей грандиозности светового шоу и плотном наваристом футуристическом звуке Себастьян Телье скорее напоминал участника гаражной бригады Ника Кейва Grinderman со спутанной копной волос и орлиным профилем.
Соответственно не каждый из пришедших в Shepherd's Bush готов был проассоциировать себя с таким лирическим героем, и атмосфера легкого напряжения среди тех, кто не пожелал добровольно стать участником срамной проповеди Телье, чувствовалась вполне себе очевидно.
При этом в тот вечер в помещении не было никого более довольным происходящим, чем Себастьян. Он с удовольствием эпатировал публику и был явно доволен произведенным эффектом, появившись на бис в голубой сутане. Основной мыслью представления Себастьяна был поиск истины где-то на пересечении между готическим собором и помойным ведром, заваленном журналами со светской хроникой, так что в реализации самого себя артист явно преуспел.
Уровень аудиовизуального насыщения и перенасыщения после шоу француза сопоставим с отходняком после недельной пьянки в куроротном спа со всеми вытекающими обстоятельствами и всплывающими по ходу пьесы персонажами.
Остается надеяться, что признания в любви к России со стороны Телье долетят и до русских промоутеров, которые не ради бизнеса (тут результат абсолютно непредсказуемый), но для собственной причастности к идеальному диско-празднику могли бы организовать прибытие Себастьяна в страну водки и икры. Тем более, что подобное выступление забыть просто так не получится.