Балаклава. Рыбацкий посёлок, который из тихого курортного местечка Российской Империи, воспетого в произведениях Куприна, превратился в сверхсекретный объект ВМФ СССР. Долгие годы, доступ к её тайнам имел ограниченный круг военнослужащих и местных жителей. Никто точно не знал, что скрывают в себе горы окружающие эту красивую бухту, вплоть до самого падения СССР. Внутри горы Таврос была построена база подводных лодок, под кодовым названием Объект 825 ГТС.
Теперь у нас есть уникальная возможность видеть, какой титанический труд был проделан советскими инженерами и военными. Объект 825 ГТС поражает своими масштабами. Сейчас это Балаклавский Подземный Музейный Комплекс, один из самых впечатляющих не только в Крыму, но и в России.
Долгие годы, музей подводных лодок, не имел самого главного, той самой подводной лодки, для обслуживания и укрытия которых он был создан. Главный экспонат долго ждал своей судьбы в Южной бухте Севастополя, где пребывал в качестве зарядовой станции.
Уникальность лодки в её модификации. Субмарин проекта 633РВ было всего две. За специфический вид их прозвали "двустволками".
Эта надстройка служила для испытания сверхсекретных ракето-торпед, пуск которых производили из-под воды. Именно с этой лодки, с рекордной глубины в 240 метров, были произведены успешные запуски. После выхода на пенсию, в 1995 году, лодку переименовали в ПЗС-50. В 2020 году приняли решения о её музеефикации и передачи в Балаклавский Музейный Комплекс на вечную стоянку.
В августе 2021 года, лодка встала на свой последний капитальный ремонт в сухом доке на Северной стороне. Ей заменили 90% внешнего корпуса, который пришёл в полную негодность за долгие годы простоя.
Транспортировка С-49 в Балаклаву, стала настоящим событием для города. Морская операция заняла весь световой день. С помощью лебёдки, лодку аккуратно затянули в док. На дне уже были заранее смонтированы бетонные кильблоки, для последующей фиксации и установки.
После откачки воды, специалисты принялись за окончательный монтаж и подготовку сухого дока для посещения. Что из этого вышло, вы сейчас видите. До этого док был полностью вычищен и подготовлен. В заполненном виде он простоял более 30 лет.
Сейчас док полностью готов для посещения. По периметру лодки оборудована специальная сетка, которая предохраняет от падения вниз. С двух сторон оборудованы удобные лестницы с перилами. Помимо этого есть стенды, где можно ознакомится с историей и конструкцией лодки.
Почему лодка именно 633 проекта подошла для подземной базы Объекта 825 ГТС? Всё просто. Субмарины этого и предыдущих типов, составляли основу советского подводного флота, на протяжении более чем 20 лет. На доковый ремонт в объект могли заходить лодки и модификации проектов 613, 633 и 644.
Аббревиатура "ГТС" расшифровывается как - Гидротехническое Сооружение. Длина основного канала составляет 605 метров. Его ширина от 10 до 24 метров. Глубина 8 метров.
Сухой док - это железобетонный бассейн, длиной - 102 метра, шириной - 10 метров и глубиной - 8 метров. От основного канала док отделял малый батопорт. Это специальный плавучий затвор. На данный момент он полностью заблокирован. Помимо этого, база сообщается с ядерным арсеналом - Объектом 820 РТБ.
Когда находишься на дне дока, поражаешься его масштабам, особенно когда внутри стоит лодка. Выглядит впечатляюще! Дно покрыли специальным архитектурным бетоном, который имеет приятную гладкую поверхность. А фирменные звуки голосов и электроинструментов, которые доносятся из динамиков, создают особую атмосферу!
Вода из дока откачивалась с помощью мощных насосов, которые справлялись с этой задачей всего за 4 часа. Стоя под самым носом лодки, кажется, что ты попал в другое время. Здесь ощущается настоящая мощь и сила СССР, который смог воплотить в жизнь такой грандиозный проект.
Стройка шла с 1953 по 1961 год. Каждый метр внутри горы, обходился советскому государству в миллионы рублей. Стоимость объекта составила 57. млн рублей, а его последующее обустройство, ещё 65 млн. рублей.
Музей постоянно развивается, а план реконструкции расписан аж до 2025 года. Спустя год после моего посещения, уже появились новые экспонаты и инсталляции о которых я расскажу позже.
Со временем будут открыты и другие локации. Сейчас для посещения доступно лишь 50% всех помещений базы. Представляете, сколько там ещё интересного для вас припасено? Хочу сразу ответить на главный вопрос. Доступ внутрь подлодки будет, однако, сроки реализации проекта пока не сообщают. Работы в этом направлении ведутся!
Вот так выглядит главный экспонат Балаклавского Подземного Музейного Комплекса. А вы уже успели увидеть лодку на своём месте? Как вам музей и его нынешний вид? Пишите ваши комментарии.
А ещё, все места, в которых я побывал и которые мне рекомендовали подписчики, я собрал в одном месте, отметив их точками на карте Крыма!
#севастополь #балаклава #825ГТС #ссср #подводная лодка #633рв #подземный музейный комплекс #холодная война #вмф ссср #секретный объект