Найти тему
НЕ ФОТОГРАФ

Главный экспонат на своём месте. Как сейчас выглядит уникальная подлодка С-49 в сухом доке Балаклавского Подземного Музейного Комплекса?

Балаклава. Рыбацкий посёлок, который из тихого курортного местечка Российской Империи, воспетого в произведениях Куприна, превратился в сверхсекретный объект ВМФ СССР. Долгие годы, доступ к её тайнам имел ограниченный круг военнослужащих и местных жителей. Никто точно не знал, что скрывают в себе горы окружающие эту красивую бухту, вплоть до самого падения СССР. Внутри горы Таврос была построена база подводных лодок, под кодовым названием Объект 825 ГТС.

Теперь у нас есть уникальная возможность видеть, какой титанический труд был проделан советскими инженерами и военными. Объект 825 ГТС поражает своими масштабами. Сейчас это Балаклавский Подземный Музейный Комплекс, один из самых впечатляющих не только в Крыму, но и в России.

Долгие годы, музей подводных лодок, не имел самого главного, той самой подводной лодки, для обслуживания и укрытия которых он был создан. Главный экспонат долго ждал своей судьбы в Южной бухте Севастополя, где пребывал в качестве зарядовой станции.

Уникальность лодки в её модификации. Субмарин проекта 633РВ было всего две. За специфический вид их прозвали "двустволками".

Модификации проекта 633
Модификации проекта 633

Эта надстройка служила для испытания сверхсекретных ракето-торпед, пуск которых производили из-под воды. Именно с этой лодки, с рекордной глубины в 240 метров, были произведены успешные запуски. После выхода на пенсию, в 1995 году, лодку переименовали в ПЗС-50. В 2020 году приняли решения о её музеефикации и передачи в Балаклавский Музейный Комплекс на вечную стоянку.

В августе 2021 года, лодка встала на свой последний капитальный ремонт в сухом доке на Северной стороне. Ей заменили 90% внешнего корпуса, который пришёл в полную негодность за долгие годы простоя.

Транспортировка С-49 в Балаклаву, стала настоящим событием для города. Морская операция заняла весь световой день. С помощью лебёдки, лодку аккуратно затянули в док. На дне уже были заранее смонтированы бетонные кильблоки, для последующей фиксации и установки.

После откачки воды, специалисты принялись за окончательный монтаж и подготовку сухого дока для посещения. Что из этого вышло, вы сейчас видите. До этого док был полностью вычищен и подготовлен. В заполненном виде он простоял более 30 лет.

Сейчас док полностью готов для посещения. По периметру лодки оборудована специальная сетка, которая предохраняет от падения вниз. С двух сторон оборудованы удобные лестницы с перилами. Помимо этого есть стенды, где можно ознакомится с историей и конструкцией лодки.

Почему лодка именно 633 проекта подошла для подземной базы Объекта 825 ГТС? Всё просто. Субмарины этого и предыдущих типов, составляли основу советского подводного флота, на протяжении более чем 20 лет. На доковый ремонт в объект могли заходить лодки и модификации проектов 613, 633 и 644.

Аббревиатура "ГТС" расшифровывается как - Гидротехническое Сооружение. Длина основного канала составляет 605 метров. Его ширина от 10 до 24 метров. Глубина 8 метров.

План подземного комплекса. Инфографика - https://muzey-sevastopol.ru
План подземного комплекса. Инфографика - https://muzey-sevastopol.ru

Сухой док - это железобетонный бассейн, длиной - 102 метра, шириной - 10 метров и глубиной - 8 метров. От основного канала док отделял малый батопорт. Это специальный плавучий затвор. На данный момент он полностью заблокирован. Помимо этого, база сообщается с ядерным арсеналом - Объектом 820 РТБ.

Тайны подземного Севастополя. Что сделали с противоатомным бункером в самом центре города? «Спецобъект С-2» и его история
НЕ ФОТОГРАФ5 ноября 2021

Когда находишься на дне дока, поражаешься его масштабам, особенно когда внутри стоит лодка. Выглядит впечатляюще! Дно покрыли специальным архитектурным бетоном, который имеет приятную гладкую поверхность. А фирменные звуки голосов и электроинструментов, которые доносятся из динамиков, создают особую атмосферу!

Вода из дока откачивалась с помощью мощных насосов, которые справлялись с этой задачей всего за 4 часа. Стоя под самым носом лодки, кажется, что ты попал в другое время. Здесь ощущается настоящая мощь и сила СССР, который смог воплотить в жизнь такой грандиозный проект.

Стройка шла с 1953 по 1961 год. Каждый метр внутри горы, обходился советскому государству в миллионы рублей. Стоимость объекта составила 57. млн рублей, а его последующее обустройство, ещё 65 млн. рублей.

Музей постоянно развивается, а план реконструкции расписан аж до 2025 года. Спустя год после моего посещения, уже появились новые экспонаты и инсталляции о которых я расскажу позже.

Со временем будут открыты и другие локации. Сейчас для посещения доступно лишь 50% всех помещений базы. Представляете, сколько там ещё интересного для вас припасено? Хочу сразу ответить на главный вопрос. Доступ внутрь подлодки будет, однако, сроки реализации проекта пока не сообщают. Работы в этом направлении ведутся!

Вот так выглядит главный экспонат Балаклавского Подземного Музейного Комплекса. А вы уже успели увидеть лодку на своём месте? Как вам музей и его нынешний вид? Пишите ваши комментарии.

А ещё, все места, в которых я побывал и которые мне рекомендовали подписчики, я собрал в одном месте, отметив их точками на карте Крыма!

#севастополь #балаклава #825ГТС #ссср #подводная лодка #633рв #подземный музейный комплекс #холодная война #вмф ссср #секретный объект