Найти тему

Олег Табаков и Евгений Евстигнеев. Часть первая

В рубрике «Табаков и современники» мы расскажем о людях, сыгравших важную роль в жизни Олега Павловича, о людях, которые стали для него источниками вдохновения, его близкими знакомыми, друзьями. Люди эти известны всем.

Из всех данностей человеческой натуры самой непостижимой, пожалуй, является талант. Иногда он остается незамеченным, но если судьбе бывает угодно, то свершается одно из самых прекрасных чудес, и мир получает счастливую возможность наслаждаться его плодами.

Выдающегося мастера сцены ХХ столетия Евгения Александровича Евстигнеева природа наделила огромным актерским дарованием. Однако его путь в профессию оказался отнюдь не простым. Мальчик, очень рано лишившийся отца, и не мечтал посвятить свою жизнь творческой профессии. И мать, и отец, и отчим Жени имели рабочие специальности, жили и трудились в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), поэтому паренек, ничуть не сомневаясь, пошел по родительским стопам. Окончив семилетку еще до начала Великой Отечественной войны, работал электромонтером, а когда умер отчим, семнадцатилетний Евгений остался вдвоем с матерью. Необходимо было зарабатывать на жизнь, и будущий кумир миллионов, успев окончить первый курс техникума, оставил учебу и устроился слесарем на завод «Красная Этна» — на целых четыре года, пока судьба неожиданно не предоставила ему шанс.

И Табаков, и Евстигнеев снялись в одном из самых популярных советских телефильмов — «Семнадцать мгновений весны» (1973)
И Табаков, и Евстигнеев снялись в одном из самых популярных советских телефильмов — «Семнадцать мгновений весны» (1973)

Все началось с его участия в художественной самодеятельности, где обнаружилась удивительная музыкальность Евгения: парень умел извлекать мелодии и ритмы практически из любого инструмента — гитары, рояля и даже обычных столовых вилок. Евстигнеева пригласили на место ударника в местный джаз-ансамбль, частенько выступавший в кинотеатре перед сеансами. Во время этих выступлений ярко проявлялась искрящаяся артистическая натура Евгения. Зрители не только слушали музыку, но и радостно наблюдали за молодым ударником с очень живой мимикой, который в короткие паузы успевал виртуозно жонглировать барабанными палочками. От этого завораживающего зрелища невозможно было оторваться. Двадцатилетний Евстигнеев каждый раз оказывался центром всеобщего внимания, будто заслоняя собой весь оркестр.

Вскоре, прослышав от коллег о необычном, даже «странном», по представлениям советского человека, барабанщике, пришел на него посмотреть директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Сраженный кипучей энергетикой Евстигнеева, Лебский подошел к молодому человеку, чтобы поинтересоваться, не хочет ли тот стать драматическим актером. «Я не знаю», — ответил Евстигнеев. Евгений в первую очередь подумал о своей матери: как прожить на студенческую стипендию вместо заводской зарплаты?

Евгений Евстигнеев в роли Голого короля в спектакле «Современника»
Евгений Евстигнеев в роли Голого короля в спектакле «Современника»

Тем не менее Евстигнеев принял решение учиться. В 1946 году он был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища, а по его окончании, в 1951 году, получил распределение во Владимирский драмтеатр. Во Владимире Евгению Евстигнееву довелось испытать первые сладкие мгновения актерского успеха. Каждая его новая работа становилась событием, и владимирская публика при первых же звуках его голоса начинала кричать «браво!». А в детском спектакле «Иван да Марья» он так смешно играл роль Княжича, что билетерам после представления приходилось вытирать в зале кресла — дети в прямом смысле писались от восторга.

Жизнь провинциального комика-премьера набирала счастливые обороты, но тут судьба предоставила ему новый шанс. Из Москвы во Владимир в поисках талантов приехала комиссия Школы-студии МХАТ. Двадцативосьмилетний Евстигнеев пошел сдавать экзамен вместе со вчерашними школьниками и был принят. Причем сразу на второй курс, где учились Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Виктор Сергачев. Оторвавшись от уже налаженной жизни во Владимире, он вновь сделал непростой, но самый верный для себя выбор и уехал в Москву. Галина Борисовна Волчек, учившаяся в то время на третьем курсе, вспоминает, что студийцам поначалу было очень непривычно находиться рядом с этим новым, совсем взрослым студентом:

«Евстигнеев появился — лысый, в бостоновом костюме. Мы удивленно глазели на этого странного человека в пиджаке невероятного фиолетового цвета с громадными подкладными плечами. Он принимал солидные позы, соответствующие, по его понятиям, правилам высшего света, как-то необычно курил. Но как только он вышел на сцену в студенческом спектакле, все встало на свои места. Все поняли, что перед нами гений».
 Олег Табаков и Евгений Евстигнеев в спектакле «Назначение», «Современник»
Олег Табаков и Евгений Евстигнеев в спектакле «Назначение», «Современник»

Олег Табаков тогда был первокурсником. Он с легкостью воспроизводит детали событий, поразивших его более шестидесяти лет назад:

«С первой же своей школьно-студийной работы — отрывка из пьесы Александра Крона „Глубокая разведка“, где Евстигнеев играл роль Мориса, он, что называется, встал в особицу. Его студенческие работы были ролями вполне сформировавшегося мастера, и я приходил смотреть на них как на вполне завершенные произведения, — так же радостно, в таком же предвкушении открытия новых граней дарования артиста, в каком я ходил на премьеры во МХАТ».

Никакого жилья в Москве у Евстигнеева, конечно же, не было, и он поселился в легендарной «Трифопаге» — общежитии Школы-студии на улице Трифоновской вместе с юными дарованиями, приехавшими покорять столицу. Именно там произошло его знакомство с Олегом Табаковым. Несмотря на солидную разницу в возрасте, они подружились на всю жизнь. Олег Павлович рассказывает:

«Конечно же, не последнюю роль в нашем сближении сыграло немалое количество дней, прожитых в студенческом общежитии, где мы, его веселые обитатели, вместе ели, вместе пили, вместе умывались, вместе чистили зубы, а также совершали и много других совместных действий, хорошо способствующих действительному узнаванию человека. И должен сказать, что в повседневном быту Женя Евстигнеев был ничуть не хуже того замечательного Евгения Евстигнеева, который блистал на сцене: он был естественен, правдив, добр, полон желания помочь, защитить младшего; у него наличествовали все те превосходные человеческие качества, которые в первую очередь ценятся в людях. Мне он был как старший брат. Хотя по-настоящему мы сблизились позже, в пятьдесят пятом году, когда начались наши ночные репетиции в Студии молодого актера»...

Екатерина Стрижкова, «Театральный подвал» №63 (ноябрь 2015).

Другие наши материалы, которые вы могли пропустить:

Олег Табаков. Детство и юношеские годы

Олег Табаков. Театральный Саратов и Школа-студия МХАТ

Отрывок из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь» о Владимире Машкове