Найти тему
Культур-трегер

На какой необычной кровати спала Елизавета Петровна во время поездок по России

Императрица Елизавета Петровна находилась в постоянном движении. Мало того, что Царица чуть ли не каждый день меняла резиденции, так она еще и постоянно колесила по стране: то в Москву, то в монастыри, то на богомолья и т.п.

Мне всегда интересовал вопрос: где и как она спала в подобных поездках? Конечно, в больших городах, где, не было императорских дворцов, для нее заранее готовили жилье в домах обеспеченных дворян. Но ведь так было далеко не всегда. Иногда приходилось переночевать и где-то в пути, переждать морозы или ненастную погоду.

Неужели эта изнеженная и избалованная женщина останавливалась в обычных грязных придорожных корчмах с клопами и тараканами?

Ответ прост. На самом деле: Елизавета Петровна действительно спала в дороге, где придётся (конечно, при должной проверке и охране помещений). Но сон царицы был организован очень комфортно.

В составе "царского поезда" помимо пуховых перин и постельного белья, возили специальную складную мебель: кровать, стол и стулья. Таким образом, даже если царица по стечению обстоятельств ночевала где-то в крестьянской избе, к ее услугам была комфортная, чистая и никем не использованная кровать и постель.

Комплект этой дорожной мебели Елизаветы Петровны в составе десяти стульев, стола и кровати пережил революцию и сохранялся до 1941 года во дворце Царского села. Эта мебель была изготовлена Туле в 1744-1746 годах из стали и позолоченной бронзы. При этом сидения стульев и спальное место кровати были выполнены из кожи и обиты бархатом.

Складные дорожные кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.
Складные дорожные кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.

Изготовление деревянной складной мебели не было таким уж большим новаторством для Европы того времени. Но подобная же мебель, изготовленная из позолоченного металла, без сомнения, была по своему уникальной и необычной. Елизавета Петровна и в этом вопросе (как и с дворцами Растрелли) "перещеголяла" Европейцев.

Орнамент с травлением и золочением места соединения ножек складного дорожного кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.
Орнамент с травлением и золочением места соединения ножек складного дорожного кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.

В Царском селе в 1941 году в эвакуацию забрали все сохранившиеся 10 стульев и стол, а кровать почему-то оставили во дворце, где она и пропала во время оккупации. На мой взгляд, если не хватало места, то в эвакуацию логичнее было взять 5 стульев, кровать и стол, а 5 стульев оставить на месте. Впрочем, я не знаю, чем музейные работники руководствовались в этом вопросе.

Орнамент спинки складного дорожного кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.
Орнамент спинки складного дорожного кресла императрицы Елизаветы Петровны, 1746 год, Тула.

Я не смог в сети найти довоенное фото этой складной кровати Елизаветы Петровны, осталось только ее описание:

Фигурная спинка украшенная "Е" под короной, поддерживаемой двумя ангелами, откидывалась и упиралась на выдвигающиеся ножки-подпоры: передние ножки были решены в виде стилизованных звериных лап.