Найти в Дзене

Первый блин - комом

Рассказ об ошибках, допущенных начинающим юристом, при подаче искового заявления в арбитражный суд.

Прошло несколько месяцев с начала работы родной Алининой компании «Нексус», а деньги от основного контрагента так и не поступили, несмотря на регулярно оказываемые «Нексусом» услуги. Выхода иного не было и Алина решилась - сама составила первое в её жизни исковое заявление, приложила к нему необходимые документы и отвезла в арбитражный суд.

Через два дня на рабочем столе Алины зазвонил телефон. Сняв трубку, Алина услышала женский голос, который строго осведомился: «Это «Нексус»?», а затем, приказным тоном голос потребовал к телефону Алялину.

-Я Вас слушаю, - немного оробев, ответила Алина, - Алялина - это я.

-Так вот, внимательно слушайте меня, Алялина,- всё так же строго отчеканил голос в телефонной трубке,- вы подали исковое заявление в арбитражный суд и совершенно неправильно его оформили. Вы должны немедленно явиться в суд, подойти ко мне в кабинет номер шесть и забрать своё заявление. Меня зовут Софья Никаноровна. Жду вас через сорок пять минут.- телефонная трубка в руке ошалевшей слегка Алины принялась издавать короткие гудки.

Глянув на часы, Алина подскочила и стала лихорадочно собираться,- обладательницу строгого голоса в телефонной трубке совершенно не интересовало, где Алялина сейчас находится и успеет ли за сорок пять минут добраться до арбитражного суда. Просто приказано быть и точка, а остальное - ваши, девушка, проблемы.

Изрядно запыхавшись, Алина подлетела к двери кабинета номер шесть арбитражного суда за две минуты до истечения отмеренного ей срока. Остановившись на несколько секунд у двери кабинета, чтобы восстановить дыхание, она прочла надпись на дверной табличке: «Судья Лихая Софья Никаноровна». Из-за двери доносился тот же голос, что Алина слышала уже в телефонной трубке, тон был такой же грозный,- Софья Никаноровна кого-то самозабвенно распекала за, мягко говоря, несообразительность. Алина, постояв перед дверью ещё несколько секунд в нерешительности, глубоко вдохнула, постучала и тут же приоткрыла дверь кабинета. Софья Никаноровна, продолжая распекать, как оказалось, своего секретаря - молоденькую девушку, пару секунд грозно смотрела на стоящую в дверях Алялину. Затем, не меняя тона и не делая паузы после окончания фразы, адресованной секретарю, гаркнула: «Вы - кто?»

-Я - Алялина из «Нексуса»? Вы…

-Ждите в коридоре, закройте дверь!,- грозно отчеканила Софья Никаноровна и, не дожидаясь, пока Алина закроет дверь «с той стороны», продолжила словесную экзекуцию своей нерадивой подчинённой.

В коридоре, присев на стул возле кабинета, Алина подумала: «Ой, мамочка, судьи - они что, все такие?! Бедные юристы… Господи, страшно-то как…»

К счастью, долго трястись от страха в коридоре ей не пришлось. Считанные минуты спустя, дверь кабинета открылась и девочка-секретарь кивнула Алине: «Проходите».

Лихая Софья Никаноровна - женщина лет шестидесяти с жёлтыми, «гидроперитными» волосами, подстриженными под «каре», подведёнными коричневым карандашом бровями, губами-ниточками, обозначенными губной помадой морковного цвета, махнула Алине рукой с безупречным «французским» маникюром и указала на один из стульев напротив судейского массивного стола, что, по всей видимости, означало: «Подойди, сядь здесь». Сама Софья Никаноровна, не глядя на Алину, брала из лежащей перед ней стопки бумаги листки, с явным отвращением просматривала и отшвыривала их в сторону Алины:

-Это что?! Что это такое, я вас спрашиваю!,- Софья Никаноровна собрала оставшуюся перед ней стопку документов и с силой толкнула её к Алине, - И это вы смеете называть исковым заявлением?! Что вы тут понаписали?! За сколько месяцев задолженность вы взыскиваете?! За пять?! О чём вы вообще думали?! Вы, вообще, думать-то способны?! Мне что, заняться больше нечем?! Буду я ещё за пять месяцев расчёты ваши тут проверять! Что за бумажек вы тут к заявлению понапихали?! Это что по-вашему? Доказательства?! Я что, должна ваши мысли читать, угадывая, что вы этими бумажками доказать пытаетесь?! Да как вас ещё с работы-то не уволили, бестолочь такую?! - с каждой фразой голос Софьи Никаноровны звучал всё громче и громче, всё больше и больше слышалось в нём не просто возмущения, а прямо-таки праведного гнева… Алина почти втянула голову в плечи, не на шутку опасаясь, что сейчас в неё полетит что-нибудь тяжёлое. Но, разбушевавшаяся было буря, вдруг совершенно неожиданно прекратилась. Абсолютно спокойным, ровным голосом Лихая спросила:

-Кто будет представлять интересы «Нексуса» в суде? Кто будет ходить в судебные заседания? Вы?

-Да,- Алина кивнула.

-Тогда берите ручку и записывайте. Можете на обороте своего искового заявления писать, я всё равно вам его возвращаю. Значит так. «Нексус» - компания новая, создана недавно, никто её ещё не знает. А вдруг вы - мошенники какие-нибудь? Деньги с помощью суда взыщете да и сбежите. И поминай, как звали…

-Нет, мы - не такие, мы работать хотим, - попыталась защитить «Нексус» Алина.

-Молчать! - резко, но беззлобно и не повышая голоса, скомандовала Лихая, - Итак, поскольку «Нексус» пока никто не знает, надо, чтобы вы подали несколько похожих исковых заявлений, которые одновременно будут рассматривать несколько разных судей. Поэтому подавайте не один иск о взыскании задолженности за пять месяцев, а пять исков о взыскании задолженности за каждый месяц отдельно. Это понятно? Хорошо. Дальше. Все доказательства, которые будете прикладывать к исковым заявлениям, нужно разложить по группам. То есть, доказательства, подтверждающие одно и то же обстоятельство, должны быть сложены вместе и скреплены между собой. На каждую группу доказательств нужно приклеить стикер и на нём написать, какое именно обстоятельство подтверждает эта группа доказательств. Кстати, о доказательствах… Где договор, заключенный между вами и ответчиком? Почему не приложили к иску?

-У нас нет договора. Мы направили им оферту, но они её проигнорировали. Хотя услуги мы оказываем постоянно, поскольку по закону не имеем права отказать.

-Доказательства того, что они вашу оферту получили, надеюсь, имеются?

-Да, почтовое уведомление о вручении им заказного письма с предложением заключить договор и приложением проекта договора.

-Отлично, тогда подавайте ещё один иск о понуждении ответчика к заключению договора. Насколько мне помнится, договор-то публичный? Значит, заключение такого договора обязательно как для вас, так и для вашего ответчика.

-Но мы не имеем права понуждать ответчика к заключению договора с нами, - робко попыталась возразить Алина.

-Это ещё почему? - снова начала раздражаться Лихая.

-В законе так написано.

-В каком законе?- стала «закипать» Софья Никаноровна.

-Об электроэнергетике, кажется…

-Кажется ей! - передразнила Софья Никаноровна, взяла со своего стола книжицу в мягкой обложке и швырнула её Алине, - покажите, в какой статье закона это написано!

Алина растерянно полистала книжицу…

-Ну что, нашли? - язвительно поинтересовалась Лихая.

-Нет, что-то не могу найти,- виновато пробормотала Алина.

-Ну, я же говорю - бестолочь! - удовлетворённо констатировала Софья Никаноровна,- зарубите себе на носу: когда кажется - креститься надо. А уж если вы ссылаетесь на закон, то будьте любезны точно знать не только название закона и его номер, но и номер статьи, номер пункта и даже порядковый номер абзаца. И ещё: если дело большое, я имею в виду, что много документов, доказательств и дело состоит из нескольких томов, то не ленитесь - после того, как суд ваше исковое заявление примет к производству, приходите знакомиться с материалами дела, чтобы точно понимать, где - в каком томе, на каком листе дела находится то или иное доказательство. Судьям приходится время терять, выискивая в деле тот или иной документ, а вы, точно указывая в дальнейшем, что и где конкретно находится, сильно облегчите нам работу. Тем более, когда дело уйдёт в вышестоящие судебные инстанции и вам придётся либо апелляционные, кассационные жалобы писать, либо отзывы на них, обязательно, ссылаясь на какие-либо документы, в скобочках пишите: «том номер такой-то, лист дела номер такой-то». Всё понятно?

-Да.

Ну вот, сбили меня с мысли! Чуть не забыла: раз договора с ответчиком у вас нет, значит, иски надо подавать не о взыскании задолженности, а о взыскании неосновательного обогащения, ясно?

-Да.

-Лариса,- Софья Никаноровна обратилась к своему секретарю,- дай Алялиной чистый лист бумаги, отправляйтесь в коридор, объясни ей, как написать ходатайство о возвращении искового заявления. Всё, забирайте свой иск и идите. Не затягивайте с подачей исков, как я сказала, и о понуждении к заключению договора - тоже.

-Спасибо, до свидания! - пискнула Алина, хватая со стола ворох бумаги, бывший когда-то исковым заявлением, и поспешно покидая кабинет судьи.

Разумеется, Алина понимала, что не обязана была писать ходатайство о возвращении искового заявления и судья обязана была принять его к своему производству, но начинать судебный процесс со скандала с судьёй ей совершенно не хотелось. Тем более, что судьи - тоже люди и их можно понять. «Нексус», действительно, компания весьма молодая и, опасаясь, что истец вполне может оказаться фирмой-однодневкой, судья не хочет «подставляться» и брать всю ответственность только на себя, поэтому и попросила (ну как «попросила», скорее уж «потребовала») подать несколько исков, чтобы посмотреть, как другие судьи эту компанию воспримут.

-Судейская независимость, блин, ага! Ни от кого и ни от чьего мнения… Да-да-да, а как же! - вздохнула Алина и отправилась переписывать иск.