Найти тему
О технике и не только.

Как отец с Урала на Кавказ ходил. Шофёры начала 90-х. Часть 3.

Оглавление
В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.

…Едем дальше, настроение у нас с Самвелом конечно же испорчено увиденным. Остановились на площадке, на типа стоянки. Вечер уже, я быстренько чай сварил, сидим неторопливо горячий напиток попиваем. На стоянку всё больше грузовиков заходит.

-Гена давай здесь и заночуем, место здесь спокойное.

-Раз спокойное, то давай, тогда я ужин по быстрому сгоношу.

-Я помогу, а рано утром и поедем.

Только мы с ужином закончили, на стоянку «семёрка» заехала. Мужики некоторые к ней нехотя потянулись.

-Самвел это что опять дорожный сбор?

-Нет, это оплата за охраняемую стоянку.

Такса фиксированная, с каждой машины по пять рублей. Тут тоже пропуска выдали, только не календарик, а небольшой клочок бумаги с погонялом каким-то, и закорючкой. Ещё спокойной ночи и удачи всем эти с «семёрки» пожелали. И ведь никто не сунулся, ночь прошла спокойно.

Самый трудный участок впереди,это знаменитая Военно-Грузинская дорога, даже несмотря на то что она асфальтированная. Катим Владикавказ- Тбилиси это примерно 200 километров, с копейками, вот не помню я уже точно. Владикавказ проехали. Вскоре появился Кавказский хребет.

Поднимаемся всё выше и выше… и ещё выше! Красотища такая, что словами это почти невозможно передать. Горные хребты, облака как шапки. Мне хоть и не до красот на такой дороге, но всё равно примечаю. Покрытие твёрдое, надёжное, а я мысленно с машиной разговариваю: «давай КамАЗ, давай родной, не подведи!»

Догнал старенький, походу чуть ли не первых выпусков, легендарный МАЗ-500, борта чуть выше кабины, тент сверх. Видно, что гружённый идет. Сильно он меня держит, я бы топнул, и обошёл его без проблем. Но дорога не знакомая, да и видимость сильно ограничена. Делать нечего иду за ним.

Вообще Крестовый перевал назвали так, потому что на его верху крест стоит. Дорога хоть и асфальтовая, но порядком подразбитая пошла. Еду за этим самым стариком МАЗом, и думаю, вот только бы он не заглох! Тут уж на Бога надеемся, на себя и технику, чтобы не подвела. Самвел рядом сидит, что на своём языке что-то бормочет, скорее всего молится. А серпантин все выше и выше. А «Мазай» ближе и ближе...еле-еле ползёт бедняга.

Внизу какой-то ручей блестит. Оказывается это не ручей, это река Арагви здесь недалеко своё начало берёт, это мне потом Самвел сказал. Я уже на первую повышенную перешёл, аккуратно рулю, многочисленные ямки и рытвины объезжаю.

А по сторонам красота просто неописуемая! Красиво и в тоже время страшновато. Горы облака, кажется вот протяни руку, и можно облако потрогать, и дорога каким-то обманом кажется. Проехали туннель, скорость у впереди идущего МАЗа немного увеличилась. Ещё один туннель позади.

Иногда ручейки воды через попадаются, всё просто, выше в горах ледники, вот они и тают. Чистейшая вода её без всякого опасения можно пить. Красота , красотой, а серпантин не даёт расслабиться, здесь все внимание на дорогу. Подъём круче становится, опять на пониженную передачу переключаюсь.

МАЗ впереди ещё сильнее зачадил чёрным дымом и встал! Я тоже по тормозам ударил. Лишь бы он назад не покатился! Даже мне слышно, как на МАЗе коробка хырчит, и трещит! Наверное, шофёр не смог быстро переключится, вот и встал. «Мазай» несколько раз дернулся, задымил густым чёрным дымом, и всё-таки медленно пополз дальше наверх

Я чуть выждал и следом тронулся, мне-то легче это сделать, Хоть и груз не тяжёлый, а чувствуется что тяжеловато дизелю.

-Гена скоро крест будет, это считай самый верх.

-Да я уже догадался, вон, как дизель у нас дымит, на равнине я такого за ним не замечал.

-Так воздух горный, разряжённый.

Проехали следы недавно сошедшего селя. Самвел сказал, что такое здесь не редкость. Бывает, что из-за него и трассу перекрывают, а зимой снег может лавиной сойти, тогда можно и несколько дней простоять. Очередной поворот, и ещё немного наверх.

Нечасто встречные машины попадаются. ЗиЛ-130 промчался. Лихо он прошёл, ничего не скажешь, прямо как в кино. Номера на нём армянские, скорее всего частенько он здесь носится, значит дорогу отлично знает. Очередной поворот, в зеркалах кажется, что за КамАЗом пар клубиться.

-Гена сейчас на самый верх перевала подымимся.

-Да я походу уже даже чувствую, уши как в самолёте при взлёте закладывает.

Вот и сам крест в белизне облаков стоит. Зрелище завораживающее конечно же! Ну всё зашли. Сейчас спуск начнётся. Дальше будет знаменитое Дарьяльское ущелье. Еду потихоньку, скоро будет арка Дружбы народов, в виде подковы.

Решил я остановиться, дать КамАЗу передышку, да и самому отдохнуть не лишним будет. Сначала колодки развёл. Потом с Самвелом умылись, чай из термоса попили. Если посмотреть вниз-то можно увидеть круглой формы озеро, а и забор для электростанции.

Даже и не верится что я здесь, на такой высоте. Пошли дальше, видно Дарьяльское ущелье. Начался затяжной спуск, но пока не очень крутой. Туман местами, а за туманом глубокое ущелье. Не дай Бог туда улететь! Оттуда тебя уже никто не сможет достать. Еду с предельной осторожностью.

Такое чувство, что дорога прямо в скалу упирается, ближе подъезжаю, скалы как будто раздвигаются, в зеркала смотрю скалы, словно опять смыкаются. Это, конечно же это простой обман зрения, проще сказать иллюзия. Медленно, но верно спускаемся вниз.

Стараюсь тормозами реже пользоваться, движком торможу, но тут тоже нельзя увлекаться, стрелку тахометра опасно в красную зону загонять! Гоню от себя дурные мысли, что будет, если ситуация выйдет из под контроля. До равнины ещё далеко. Вновь догнали МАЗ, он тоже осторожно вниз спускается, стоп-сигналы у него загораются с перерывами.

Навстречу попались новенькие «Колхиды», да ещё и гружённые. Вот интересно эти горные тягачи все преодолеют Крестовый перевал, или нет?

Очередной тоннель, пробка. Что за причина неизвестно пока, делать нечего стоим. Самвел версии строит: сель сошёл, камнепад, может авария на другом конце тоннеля… Часа через два мы только тронулись. Не угадал Самвел, кто-то в тоннеле сбил корову! Как она туда попала, и почему её не заметили, так и осталось для нас загадкой.

Движемся дальше, настроение приподнятое, как бы там не было, а сложный участок позади остался. В Гудаури колесо спустило, снова не стал запаску трогать, перебортировал, заменил камеру, и дальше шагнули. На ночёвку остановились перед Душети, на стоянке.

-А тут как с безопасностью?

-Не волнуйся дорогой, здесь спокойно, видишь, я спокоен, и ты не переживай.

Нехотя но поверил ему. И не зря, никто нас, да и всех кто на стоянке ночевал, вообще не потревожил. Спокойно умылись, позавтракали, я КамАЗ проверил, и снова дорога. КамАЗ уверенно километр за километром проглатывает…

Продолжение следует.

Автор сюжета Григорий Гусаров.

***

Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!

Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.