Русский народ издревле славился смекалкой, трудолюбием и умением найти выход из любой сложной ситуации. Во время отсутствия дорог и автомашин древесину для строительства сплавляли по реке. Чаще всего, это были много метровые плоты, которые могли закрывать собой всю реку. Но управлять такими плотами было очень сложно и поэтому народ пошел на хитрость.
Интересная задумка!
Теперь уже давно кануло в Лету имя человека, первым предложившего строить из сплавляемой древесины корабли. Складывали их из бревен, очищенных от коры. Их белые бока сверкали в лучах солнца, отражаясь от волн, оттого корабли и стали называть «белянами». Такой корабль, сплавляемый по реке, на финише предстояло разобрать.
Складывали бревна в корпус из тщательно отобранной древесины. Обычно брали 200 бревен еловой древесины и 250 сосновой. Сосна шла на строительство бортов. При этом палубу мастера выстилали из тёса, а иногда применяли пиленые доски.
Уникальность сооружения заключалась в том, что гиганты из такого большого количества бревен, строили без единого гвоздя! Русский народ экономить привык с давних пор. По этой же причине в целях экономии смолу для кораблей-белян не использовали, ведь постройка предназначалась для единовременной навигации.
Верхнюю палубу отдавали мастерам под строительство домиков для рабочих, которым потом предстояло разбирать конструкцию. Избушки именовались «казёнками». Прибыв на сушу, корабельщики продавали дома, выручая двойную выгоду от хитроумного сплава. На берегу продавали всё: веревки, канаты, каждую деталь деревянного корабля.
Куда идут беляны?
Лесозаготовки проводились зимой, как правило, в верхнем течении Камы и Волги. Ближе к лету начинали строить корабль, аккуратно складывая бревна. С наступлением осени постройки спускали на воду, отправляя вниз по течению. Шли такие «лесокорабли» к причалам Астрахани, Саратова, Царицына. С пристани дерево рабочие переплавляли на заводы по деревообработке. Несмотря на недолгое существование корабля, хозяева соблюдали необходимую атрибутику. На суда устанавливали российские флаги и торговую символику. Будку лоцмана украшали резьбой, красили золотой краской, как будто это самый настоящий корабль.
Недолгий век
Беляны, доходившие до 120 м в длину, россияне использовали до XX века. За один раз таким образом переплавляли более 100 т. древесины. Так народ экономил время. Архитектура разрабатывалась таким способом, чтобы при течи можно было легко до нее добраться и устранить. Казалось бы, столь продуманная конструкция должна была дойти до сегодняшнего дня. Но нет. С появлением железных дорог надобность в белянах отпала.