Одна из самых удивительных, эксцентричных и нелепых книг, которую я когда-либо читал. Дебютный роман Рената Беккина «Ак Буре».
В переводе с татарского «Белый Волк». Он появляется в середине романа: огромный, человекообразный, прямоходящий, говорящий (редко, но веско) на русском, татарском, арабском.
Белый волк в чалме. Муфтий, почётный чекист, людоед. Сам Лаврентий Палыч жал руку (то есть лапу) Ак Буре (товарищу Бурову) и прочувствованно говорил: «Если бы все так грызли врагов народа, как наш дорогой товарищ Буров!»
Впрочем, товарищу Бурову товарищ Берия не нравился. Уж очень был жесток. Вот Юрий Владимирович Андропов – другое дело. Жесток, конечно, но в меру. Настоящий руководитель.
Если вы думаете, что «Ак Буре» – сатирическая, символическая сказка, то вы ошибаетесь. Жанры в этом романе перепутаны, как и сюжетные линии. Не занимаясь спойлерством (роман-то остросюжетный с загадками), рискну выделить главные линии и жанры:
Историческая, документальная - самая сильная: судьба крымско-татарской семьи, породнившейся с казанскими татарами.
Депортация, жизнь в Казахстане, участие в крымско-татарском движении, арест, допросы. Жуткое описание того, как обманом ломают отца главного героя на допросах. (Спецоперацией руководит, как вы догадались Ак Буре. Руководит не без сочувствия и уважения к ломаемому. Ведь и людоеды любить умеют. Странною любовью).
Реалистическая, лирическая: судьба главного героя романа – детство в Казахстане, юность в Казани, отношения с родителями, любови, переезд в Крым, фактически бегство из Крыма в Казань после известных событий.
Детективная: попытки главного героя узнать, что же случилось с отцом, какую тайну он скрывал от семьи и от друзей, заканчивающиеся странным, парадоксальным успехом.
Сатирическая: описание псевдонаучного учреждения, в которое попадает главный герой, гротескных, едва ли не мультипликационных персонажей, на госденьги занимающихся чёрт знает чем (или «Аллах ведает чем»).
И – наконец – фантастическая, мистическая, каковую по праву венчает Белый Волк. Ак Буре и связывает все линии и все жанры этого странного романа.
Замечу, что самая страшная, самая смешная, самая неожиданная и самая сильная сцена в романе – почти в финале.
Там Ак Буре предстаёт во всей своей людоедской красе, а его подчиненные - во всем шестёрочном, лакейском безобразии.
Решение, которое принимает главный герой, оправданно логикой повествования. Насколько оно было оправданно в жизни, это уж сам читатель решит.