В России детей пугают бабайкой и милиционером, в Америке Буги Мэном и Джеком повелителем тыкв, а в Шотландии Бёрком и Хэйером. Захватывающая история об анатомическом театре, мертвом золоте, расхитителях могил и дефиците трупов.
Если Вы думали, что Джек Потрошитель - это апофеоз преступности и насилия, то сильно заблуждаетесь. До его появления в 1880 году титул самых отпетых мошенников, убийц и похитителей принадлежал двум Уиллам, а так же одному врачу по фамилии Нокс.
На одного из этих людей можно посмотреть в музее, где представлены останки, а так же предметы, сшитые из кожи виновного - смотрите фото в конце статьи.
Почему в Англии пропали трупы
1815 год начался отнюдь не славно - страну сотрясали муки врачей и студентов-медиков, которые испытывали настоящий дефицит трупов. Единственным источником драгоценного материала была казнь.
Медицинский труп - единственный способ обучения молодых хирургов и других врачей, такая практика сегодня кажется дикостью, но в 19 веке была необходимостью.
Врачи, потирая потные от волнения ладошки, стояли чуть ли не рядом с эшафотом, в ожидании казни. Тело несчастного не успевало остыть, как исследователи в громовой тишине, едва сдерживая слезы радости, погружали казненного в телегу.
Собственно, трупов в Англии было хоть завались! Но беда в том, что церковь официально запрещала вскрывать тела людей. Институты были вынуждены довольствоваться всего 2-3 практическими пособиями (медицинский труп, разрешенный к вскрытию и обучению студентов).
Сначала это спровоцировало рост черных копателей, но подгнивший труп был не сильно пригоден, да и родственники старались защитить родных и заливали могилы бетоном или ставили железные решетки.
Потом отменили Кровавый кодекс, что повлекло за собой существенное уменьшение казней. Как следствие - нет тела, нет дела, нет практического опыта, нет хорошего хирурга.
Как один врач втер оспу своему 11 месячному сыну и прославился
Антрополог-расист Роберт Нокс
Роберт и Мария поженились довольно рано. Днем Роб трудился в Гаретском медицинском госпитале, где преподавал математику и натурфилософию. А вечером был занят только молодой женой, пока число их детей не достигло 8.
Самый младший и самый одаренный оказался Роберт Нокс младший. Ему крупно повезло! Сразу после медицинской школы его заочно взяли в престижный анатомический класс Джона Барклая (страшно известного анатома Эдинбурга).
Сменив несколько рабочих мест Бобби пришел к выводу о недостаточности своих знаний. Не только своих, а в целом - он считал, что хирургические познания скудны и не приносят исцеления.
А как достать знания без практики, если даже с поля боя нельзя взять тело?
На Рождество 1823 года Роберт сделал себе изысканный подарок и стал членом Королевского общества хирургов. На одном из собраний он представил свою концепцию: музей сравнительной анатомии.
Нокс так сильно верил в необходимость более углубленного обучения хирургов и более широких знаний в анатомии, что в конце концов убедил всех остальных. Через 8 месяцев он стоял на пороге Музей анатомии в статусе директора. Но проблема все еще требовала решения.
Как один анатом забальзамировал своего лучшего друга и создал настоящий музей трупов
Ирландский голодранец Бёрк
Уиллу, его жене и двум детям было тяжело. Они жили почти впроголодь и не только они - половина Ирландии горбатили спину от рассвета до заката за жалкие гроши. Всему виной была английская экспансия.
Не в силах смотреть на голодных детей, жена уговаривает мужа покинуть родной кров, собрать котомку и отправиться на заработки. Крепкий, трудолюбивый молодой ирландец точно мог рассчитывать на постоянную работу!
К сожалению, Бёрк не был ни порядочным, ни трудолюбивым. Не желая быть "ирландским голодранцем" первую выручку он спустил на крошечную комнатку с клопами и новехонький костюм по последней моде.
Конечно, такому рослому и привлекательному ирландцу не захотелось оставаться без любви и женской ласки. Забыв о голодных жене и детях, Уилл предавался утехам и тщетным попыткам разбогатеть следующие 10 лет.
Одна из его постоянных любовниц даже уговорила ирландца съехаться и снять какую-нибудь маленькую комнату. Собственно говоря шотландская дама низкого социального статуса по имени Хелен стала причиной роковой встречи. Хелен и Уилл пришли по объявлению...
Владелец комнат в аренду Хэйр
Каких-то 10 или больше лет назад трактирщик Лог Лейрд с красавицей женой Маргарет открыл бар и со временем достроил и мебелировал комнаты в найм для посетителей.
Место было темное, но чистое и находилось в самом центре Эдинбурга. Однажды комнату снял чрезвычайно красивый молодой человек, которого в журнале записали, как Уильяма Хэйра.
Пройдоха оказался хитрее лисы. Несколько месяцев он проводил вечера в компании миссис Лейрд, а сама Маргарет была не против такой приятной компании. Муж ее, не отличавшийся здоровьем, вскоре умер. Не трудно догадаться, что хитрец Хэйр женился на молодой вдове.
Хелен была изящной женщиной. С изящностью она поймала в сети Уилла, с изяществом заставила его вернуться в Эдинбург и с не меньшим изяществом она открыла дверь в паб.
Оба Уилла были приятны удивлены общим ирландским происхождением, а так же взглядами на жизнь и неудачный переезд в Шотландию. Так познакомились и быстро сдружились анатомические убийцы.
Анатомический убийца - это вам не крепкое словцо старого моряка и не прозвище сварливой тетушки Джейн. Это вполне себе устоявшийся термин, который дословно означает - убийство ради учебных экспонатов, анатомических музеев или для исследований.
Решение не решаемой проблемы Нокса
У Роберта проблема - у него есть музей анатомии, но нет экспонатов. И не предвидится в ближайшее время. Один из выходов был покупка трупов, которая кстати была наказуема законом.
Нокс охотно скупал тела умерших бродяг прямо с улицы или заказывал кражу трупа бродяги у черных копателей. Но даже этого скудного количества ему было мало.
В промозглый зимний день доктор Нокса ходил по кабинету, как лев в клетке. Глаза его бегали, грудь волнительно поднималась. Он то и дело промакивал лоб платком от пота и страшно кричал. Один из студентов сообщил, что последнее практическое пособие перестало быть пригодным к изучению...
В дверь постучали. Мистер Нокс страшно злой и в не себя от ярости, все же спустился к непрошенным гостям, желая скрутить им шею. У входа его ждали двое молодых мужчин. Один из них сообщил, что у него есть "кое-что", что может его порадовать.
15 ноября 1827 года у владельца комнат в аренду, мистера Хэйера, умер квартирант. При нем не было документов, но были два бедных (но горячо желавших разбогатеть) ирландца. Несколькими часами спустя они продали известному в городе врачу и анатому Роберту Ноксу тело неизвестного за 7 фунтов и 10 шиллингов.
От Автора: 7 фунтов и 10 шиллингов - меньше 600 рублей по нынешнему курсу или около 50 рублей по курсу 1827 года. На эти деньги можно было купить новеньких велосипеда (средняя цена была 4-5 фунтов). Деньги не прям большие, но приличные.
Иными словами встреча этих трех - самая настоящая удача. Другие называли произошедшее не иначе, как сделкой с дьяволом.
Уэст-Портские убийства, сделка с дьяволом и Анатомический театр
Бёрк, Хэйр и Нокс легко нашли общий язык и общие цели. Нокс желал внести свой вклад в хирургию, а Бёрк и Хэйр хотели просто разбогатеть и вернуться на родину.
Мечтам этих людей было дано осуществиться, но не в том виде, в котором они рассчитывали.
Год прошел весьма плодотворно. Доктор Нокс стал известен на всю страну. Каждый месяц его анатомический театр вскрывал минимум одно тело на публике, и еще несколько всегда были в доступе для его студентов.
Бёрк и Хэйр, прозванные потом Уэст-Порсткими убийцами (или анатомическими убийцами) приносили "товар" прямо Ноксу домой. Они молча забирали свой гонорар и растворялись в темноте. Их мало беспокоила мораль, ведь в кармане, впервые за их эмигрантство, звенели большие деньги.
С улиц в течение года пропало минимум 16 человек (учтены только те, что были доказаны, но о скольких не заявили о пропаже остается догадываться).
У всех жертв в последствии обнаружили один и тот же способ умерщвления - задушены удавкой. Все жертвы были либо одинокими на первый взгляд людьми либо уличными прохожими. Хотя пару раз встречались и постояльцы Хэйра.
И все было ладно и чудесно до одного публичного вскрытия.
Дурачок Джимми
Мать заявила о пропаже ее сына, Джеймса Уилсона. В городе его мало кто не знал - отставание в развитии, выпирающая нижняя губа, своеобразная походка. Словом не узнать Джимми Дурочка было просто невозможно.
2 ноября 1828 года мистер Нокса проводил одно из популярнейших публичных вскрытий. И надо же было такому случиться! Один из студентов громко воскликнул: это же дурачок Джимми!
Роберт, конечно, заволновался, но не предал высказыванию большого значения. Знал ли он об источнике его исследовательского материала? Конечно знал, опытному врачу, тем более жившему в 19 веке, не составило бы труда установить причину смерти через повешенье.
И оттого он никогда ни о чем не спрашивал Бёрка и Хэйра. Да они и сами были не болтливы.
Но студент не унимался. Дрожащей от волнения рукой от достал смятую желтую бумажку из кармана и, показав ее всем присутствующим, еще раз громко сказал: это Джеймс Уилсон! Его мать объявила пропавшим без вести!
Нокс похолодел от ужаса. Утром, по дороге в институт, он лично видел эти объявления. Чем ему это грозит и что начнется через пару часов врач понимал. Всех присутствующих немедленно выпроводили из зала.
Эпичный финал тройного преступления
2 ноября 1828 года рано утром, до того, как мистер Нокс отправился на работу, полицейский участок Эдинбурга был всполошен. Пожилая супружеская пара Греев сообщила о найденом ими трупе женщины под кроватью в номере, с которого они съехали рано утром.
Но что более важно - миссис Грей заявила, что Хелен Макдугал, гражданская жена Хэйера, предлагала им 10 шиллингов за молчание. Уильяма Бёрка и Ульяма Хэйера арестовали спустя пару часов. Ближе к обеду был арестован и доктор Нокс.
Что интересно, сотрудники полиции не нашли женский труп в баре Хэйера. Но проявив чудеса сыска, они пришли к дому Нокса, где в кладовке и обнаружили тело бедной миссис Дочерти.
Уильям Хэйер на суде давал свидетельские показания против Бёрка, не смотря на дружбу.
Бёрка казнили прилюдно 28 января 1829 года на площади Эдинбурга. Сам Хэйр с Маргарет скрылись в неизвестном направлении, чудом избежав самосуда.
Интересный факт! Уилл и Маргарет и их новорожденный сын скитались несколько лет от города к городу, но Уильяма Хэйера везде узнавали и, в итоге, он сбежал в неизвестном направлении.
Мистер Нокс не понес наказания, так как суд пришел к выводу, что врач действительно не знал о происхождении купленных им тел.
Его быстро отпустили из-под ареста, но его репутация была окончательно загублена. До самой смерти он оставался не востребован, хотя его книги о рыбалке были настоящим бестселлером.
Насмешка судьбы
Бёрка не просто казнили. Его тело отправили в Музей сравнительной анатомии или Анатомический театр, как его называл мистер Нокс. Там врач по фамилии Монро, конкурент Нокса, не просто вскрыл преступника.
Он вскрыл ему череп, наполнил перо кровью и написал в тетради "Это последние слова Уильяма Бёрка, повешенного в Эдинбурге. Слова написаны кровью из черепа". Книгу затем обтянули кожей Бёрка...
Этот экспонат до сих находится в Королевском колледже хирургов Эдинбурга и доступен к просмотру всем желающим. Кроме него можно полюбоваться на скелет Бёрка и бумажник из его кожи.
Интересный факт! От Фамилии Бёрка произошло слово burking, то есть "позаботиться о ком-то" или "убрать кого-то", "сделать мокрое дело".
Хелен и Маргарет (от автора)
В любой истории второстепенные персонажи обычно не получают своей концовки. Но ведь в этой истории были две соучастницы преступлений, которые (по неподтвержденной информации) так же участвовали в похищениях и убийствах - Хелен Макдугал и Маргарет Лейд-Хэйер.
Сразу после заседания суда Хелен отпустили. В съемную комнату она вернуться не смогла, в том числе из-за разъяренной толпы. Ее участь незавидна, после долгих скитаний и переезда в Австралию, она погибла при пожаре.
Маргарет вместе с Уильямом Хэйером вернулись с ребенком в Ирландию сразу после освобождения. Хэйера на родине не приняли и, в конце концов, он сбежал от самосуда, оставив жену и ребенка.
Спасибо, что дочитали!
Ставьте лайк и подписывайтесь, если Вам понравилась статья.
Читайте также:
Как Рене стеснялся брать дам за грудь
Краткая история шарлатанства: туалетные таблетки
Краткая история шарлатанства: спа для сифилитиков
Оспа обезьян: кому сказать спасибо?
#дзенлента #дзенканал #медицинскийтуризм #медицинскиеистории #реальныеисторииизжизни