Найти тему

Интересный французский ар нуво. Здание La Semeuse de Paris.

Я долго думал, как назвать статью, хотелось назвать "необычный французский ар нуво", но чего-то отходящего от канонов модерна того времени здесь нет. Зато есть интересное расположение - самый центр Парижа, практически напротив Лувра, километр по прямой от Собора Парижской Богоматери. И такое расположение сразу ограничило полёт фантазии архитектора, ведь он вторгался в застройку Жоржа Османа, сформировавшего центр Парижа. И пусть самого Жоржа на момент постройки здания уже давно не было в живых, его порядок и видение города на тот момент нарушать не хотели.

Вообще Париж в этом отношении удивительный город, с одной стороны Осман снес старый Париж, с другой благодаря его деятельности до нас дошел Париж 1860-тых практически без изменений. Уж не знаю, какие там градозащитные законы были, но, к примеру, колорит (цвет зданий) города сохранился до сих пор. Ткните в любую центральную улицу на гугл карте и там вы не увидите цветастых зданий. К примеру, в Петербурге, который считают серым городом, цвет зданий в центре может быть очень даже разный и достаточно яркий.

-2

Но вернемся к нашему зданию, La Semeuse de Paris было построено в 1910-1912 годах, на улице Лувра. На фото выше, чуть правее центра, как раз предыдущее здание середины XIX века, вместо которого построили наше. То есть, снести можно было, но вот построить что-то совсем авангардное и отличающееся от окружающей застройки было недопустимо. То есть, вернувшись к примеру Петербурга, дом Зингера построить был не разрешили.

-3

Заказчиком здания была компания, владеющая большим универмагом (La Samaritaine), который находится совсем неподалеку, у Нового моста. В здании располагались коммерческие помещения, офисы и квартиры.

Архитектором был назначен Франц Журдэн, с которым компания уже сотрудничала при постройки нескольких зданий универмага. Интересно, что в случае универмага, им удалось согласовать более модерновое здание с большим процентом остекления и цветастыми мозаиками, правда этот фасад выходит в переулок.

-4

Зданий обладает богатыми декором, но, что не типично для ар нуво, выглядит тяжеловесно. С некоторых ракурсов мне все это напоминает какой-то сталинский ампир.

-5

Некоторые источники относят это здание к ар-деко, это происходит отчасти от того, что основные здания универмага, выполненные по заказу владельцев этого здания и построенные чуть позже являются примерами этого стиля. Но достаточно присмотреться по-ближе к декору и сразу станет ясно, что это все же ар нуво.

-6

Здесь, конечно, не так как у итальянцев, но цветочная тема раскрывается по полной.

-7

И без позолоты тоже не обошлось, все же компания, владеющая пафосным универмагом (читай местный ЦУМ).

-8

Цветочная тема продолжается и у лифта.

-9
-10

-11

Интересная особенность, что цветастые мозаики на фасаде согласовать не смогли, но под балконами никто не говорил, что нельзя.

-12

Здесь также цветочная тема.

-13

Я вот не знаю, какой это цветок, но заказчики его явно любили.

-14

К слову, La Semeuse с французского переводится как сеятель (точнее сеятельница, ибо определенный артикль указывает на женский род), но вот как-то в архитектуре здание это отразилось только цветочками. Что жаль, ибо вот такие картины французских же художников на эту тему есть.

-15

На фасаде есть даже автограф архитектора, кстати над интерьерами здания работал и сын архитектора Франсис Журдэн.

-16

А вот эти элементы фасада как раз формируют ощущение тяжеловесности, уж слишком они массивны, но это моё личное оценочное суждение.

-17

Причем здесь, на третьем этаже решетка легкая и тонкая, а потом, на 6-м, какие-то монструозные балясины. Про надстройку здания нигде не написано, это хотя бы объяснило такую задумку.

-18

В подъезде сохранились мозаичные полы и оригинальные витражи.

-19

Только в витражах появляются другие сельскохозяйственные мотивы.

-20

Правда, у меня это изображение ассоциируется с померанцевым деревом, символом Ораниенбаума, тут, конечно, что-то иное имелось в виду.

-21

Будто какая-то "рука Кремля" заведовала витражами, но будем думать, что это не березки.

-22

Хотелось бы сказать, что вот она, сеятельница, но нет, скорее, это типичная посетительница пафосного универмага.

-23