В прошлой статье я рассказывал о необычном самолете 60-х, который уже в те годы развивал скорость в 3 Маха и летел на высоте 27 км — о SR-71 «Черный дрозд». В статье я упомянул, что до момента вывода его из эксплуатации (1998 год) ни одной системе ПВО не удалось сбить его.
А сегодня расскажу, какому самолёту удалось-таки «приземлить» SR-71 BlackBird, который долгое время безнаказанно нарушал советское воздушное пространство. И это был не МиГ-25, как утверждают некоторые источники.
Ответ BlackBird. Первый блин комом
Холодная война просто обязывала США и СССР воевать за воздушное пространство. В январе 1966-го американцы явили миру уникальный самолет-разведчик SR-71, который поднял планку для самолетов на недосягаемый тогда уровень.
Фактически «Чёрный дрозд» был стратегическим самолетом-разведчиком, способным летать со скоростью более 3 Мах на высоте 20 000 м. Эти самолеты, как часть американских ВВС, представляли серьезную угрозу для Советского Союза, так как в те годы у СССР не было перехватчиков, способных защитить воздушное пространство на такой большой высоте, а ракеты «земля – воздух» не были быстрыми.
Все это и привело к тому, что в 1970 году в Союзе был введен в эксплуатацию МиГ-25. Максимальная его скорость составляла 3.2 Мах, однако в таких условиях у самолета разрушался двигатель, да и сам планет тоже. Оптимальной скоростью для него было 2.8 Мах, что делало МиГ-25 самым быстрым советским самолетом.
Когда в США раздобыли фотографии нового МиГа, беспокойство у них вызвала в первую очередь площадь крыльев. Американцы не знали, что новый МиГ — это перехватчик, поэтому и решили, что Союз сделал очень быстрый и маневренный истребитель.
На самом деле, у нового мига были огромные проблемы с маневренностью на высоких скоростях, поскольку большие крылья ему требовались только для того, чтобы держать в воздухе большой вес самолета — 38 т при полной заправке.
На малых высотах новому мигу тоже трудно было летать: в его кокпите не хваталось многих технологий, которые требовались, чтобы представлять реальную угрозу для SR-71. Особенно отставали системы вооружения и захвата целей.
Тем не менее это не значит, что МиГ-25 был провальным и небоеспособным самолетом. В конце концов, он был одним из самых быстрых в небе, но требовалась серьезная доработка.
В итоге конструкторы приступили к работе над созданием нового перехватчика повышенной дальности, который сочетал бы в себе скорость и высоту МиГ-25 с современной высокотехнологичной кабиной. Так началась история МиГ-31.
МиГ-31
Хотя 31-й МиГ и был вдохновлен 25-м, он не должен был стать заменой ему. Фактически МиГ-31 должен был занять место Ту-128 — массивного 30-метрового перехватчика.
Известно лишь об одном успешном вылете 128-го. Однажды ему удалось сбить разведывательный аэростат? Но это было на учениях. Таким образом, 31-й МиГ разрабатывался для четырех ключевых задач:
- Перехват любых вражеских самолетов с выходом на дистанцию огня в минимально возможное время.
- Обнаружение и уничтожение низколетящих крылатых ракет, БПЛА и вертолетов.
- Сопровождение стратегических бомбардировщиков на дальние дистанции.
- Выполнение роли ПВО в районах, не прикрытых наземными средствами.
Все это потребовало в первую очередь использование высоких технологий: улучшение радаров, систем управления вооружением, радиосистем. При этом надо было сохранить скорость, сравнимую с МиГ-25.
Разработка нового перехватчика началась в 1976 году. В том же году советский летчик Беленко угнал новый МиГ-25 в Японию и самолет, напичканный самыми продвинутыми технологиями СССР, оказался в руках японцев, а затем американцев. Через 67 дней после инцидента, самолет все-таки вернулся в Союз, но по частям.
В процессе изучения советского мига американцы поняли, что очень сильно переоценили возможности 25-го мига. Но Беленко уже выдал им информацию, что готовится новый самолет.
Всего через несколько недель после этого события, 16 сентября 1976-го, впервые поднялся в воздух прототип МиГа-31. Внешне новый самолет поразительно походил на своего предшественника: крылья были почти идентичными, даже площадь была практически одинакова — 61.6 м2 у 31-го против 52.4 м2 у 25-го.
МиГ-25 всегда считали очень тяжелым самолетом, но 31-й был ещё тяжелее — 41 т против 38 т. Максимальные скорости на больших высотах у обоих самолетов были идентичны, однако на малых высотах 31-й значительно превосходил 25-й: первый развивал скорость 1500 км/ч (1.2 Мах), второй — 1100 км/ч. Все это намного меньше, чем у SR-71.
Но МиГ-31 серьезно превосходил и МиГ-25, и «Черного дрозда» в одном параметре: он имел невероятно высокую скорость набора высоты — 288 м/с у нового мига против 60 м/с у SR-71. 31-й также мог терпеть более высокие перегрузки — 5 g против 3 g у SR-71.
Ещё одним ключевым улучшением нового мига, по сравнению с прошлым, стала дальность полета. При оптимальной высоте и скорости дальность составляла 3000 км. Новый миг научился дозаправляться в воздухе., что добавляло ещё 2000 км в копилку.
По большому счету, двигатель у МиГ-31 был тот же, что и у МиГ-25? И намного менее производительный, чем у SR-71. Но ему не нужно было больше: у нового самолета были свои тузы в рукаве.
SR-71 приняли на вооружение в начале 60-х, тогда как МиГ-31 — в начале 80-х. Поэтому авионика, радар, системы вооружения и вся автоматика были на голову выше, чем у «Черного дрозда» или вообще у любого другого самолета того времени.
Система управления вооружением построена на основе радара с активной фазированной решеткой. Это был первый самолет с такой системой. Такой радар позволял следить за небом и захватывать цели на 70◦ выше и на 60◦ ниже и на 200 км вперед. То есть самолет мог атаковать цели намного выше или ниже него.
МиГ-31 мог одновременно отслеживать до 10 целей и атаковать 4 из них, в то время как самые современные системы позволяют отслеживать 24 цели и атаковать 6. Это невероятный результат для технологий 50-летней давности.
Мало того что 31-й мог отслеживать все эти цели, он подсвечивал их на радарах других, более простых самолетов в радиусе 200 км. То есть четыре мига могла полностью контролировать воздушное пространство площадь в 1000 км.
Самым интересным вооружением 31-го были ракеты «воздух–воздух» Р-33. Их технологии — тема для отдельной стать. Скажу только, что, по состоянию на 2013 года МиГ-31 был одним из двух самолетов в мире, способным выпускать ракеты «воздух–воздух» такой дальности.
МиГ-31 пошел в серию в 1979 году и оставался в производстве до 1994-го. За время эксплуатации он ни разу не атаковал SR-71, но ему и не требовалось этого делать. Само по себе наличие такого самолета на защите воздушного пространства Советского Союза сделало невозможным использование «Черного дрозда» над советской территорией.
Хотя сообщения как американских, так и советских пилотов говорят о, по крайней мере, двух столкновениях 31-го мига с SR-71 в 1986 году.
Перехват SR-71 глазами пилотов
Первое столкновение описывал авиационный эксперт Пол Крикмор в книге Locheed Blackbird. Пилот мига рассказал, что перехват SR-71 был отработан буквально за секунды. По плану, после первого оповещения уже через 16 минут миги должны были быть в воздухе.
31 января 1986-го в 11 часов на радарах появился Blackbird. О том, что это не учения, объявили по громкой связи. Как говорит Михаил, пилот 31-го мига, появление SR-71 всегда сопровождалось нервозностью: все начинали суетиться, бегать, приказы отдавались только на повышенных тонах.
Радар 31-го захватил «Черного дрозда» на расстоянии около 120 км на высоте 16 000 м. Михаил утверждает, что видел SR-71 своими глазами, когда набирал высоту. Все это происходило прямо у советских границ. Если бы американский разведчик нарушил советское пространство, по нему был бы произведен пуск, и у SR-71 не было бы ни единого шанса отклониться от ракеты Р-33.
Еще одна встреча произошла 3 июня 1986 года, когда МиГ-31 поднялся для перехвата SR-71 над Баренцевым морем. Но опять же, по информации как от СССР, так и от США, пуск в тот раз тоже не был произведен.
Это был последний раз, когда SR-71 выполнял разведывательную миссию над Советским Союзом. Хотя многие пилоты SDR-71 утверждали, что никогда не чувствовали угрозу со стороны МиГ-31, очевидно, что советский перехватчик достиг своей цели по сдерживанию самолетов-шпионов в советском воздушном пространстве.
Правда, нельзя сказать, что в этом витке гонки вооружений победил СССР. После списания SR-71 американцы почти полностью перешли на спутниковую разведку.
Миги до сих пор стоят на вооружении ВКС России. 26 апреля 2017-го один из них был сбит над полигоном на юго-востоке страны.
Это произошло во время учений. Самолет сбили ракетой Р-33, выпушенной другим мигом из-за неисправности системы управления огнем. К счастью, пилоты смогли безопасно катапультироваться.
Но это означает, что за всю историю эксплуатации, МиГ-312 сбил больше своих же товарищей, чем американский SR-71, для борьбы с которыми МиГ был создан.
С 2015 года в разработке находится МиГ-41 — истребитель-перехватчик 6 поколения.
По слухам, его скорость будет свыше 4 Мах.
Друзья! Если понравилась статья, ставьте лак, делитесь комментариями и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.
При желании можете еще прочитать:
Как КГБ перекрыл американской разведке канал вывоза предателей из СССР
Как генерал ГРУ четверть века работал на ЦРУ
Судьба самого высокопоставленного советского дипломата, ставшего агентом ЦРУ и невозвращенцем
Как Хрущёв расправился с подпольными миллионерами
Самая засекреченная страница советской космонавтики. Лазерная гонка СССР и США: кто победил
Очередной американский обман мирового масштаба. Гибель Челленджера — мистификация
Как США ведёт с Россией необъявленную войну за российских учёных
Как советские спецслужбы выкрали «Аполлон-13» и изобличили американцев в Лунной лжи
Как проект Царь-торпеды академика Сахарова для уничтожения Америки привел к созданию «Посейдона»
Учёные считают, что Китайская стена — дело рук славян
Британский «крот» в ГРУ
Сенсация в археологии! Перевернутые пирамиды — оружие древних цивилизаций
Генерал КГБ Олег Калугин. Предатель, которому Ельцин вернул звания и награды
Тайны истории. Тухачевский — гениальный маршал или кровожадный убийца
Тайные дневники первого председателя КГБ СССР Часть 1
Маркус Вольф — величайший разведчик XX века
Гиперзвуковое оружие России. Как оно работает, и причём здесь Советский Союз
Мастер тайных спецопераций НКВД
Личная неприкосновенность охранников президента России. Как складывается жизнь телохранителей Путина после службы в ФСО
Полковник ГРУ Лев Маневич. Он похоронен в чужой стране под чужим именем и забыт своей страной
Как Моисей Финкель пытался продать ЦРУ информацию по гидроакустическим системам ВМФ России
Скелет в шкафу Владимира Путина. Кто охранял и крышевал будущего президента в Питере
Россия пошлёт на Луну спутник, чтобы доказать, что американцы не высаживались на Луне
Самый говорливый олигарх. Как Олег Дерипаска из-под бандитской крыши перешёл в кремлевскую семью
Александр Хинштейн. История непотопляемого борца с коррупцией
«Космонавт Юрий Гагарин». Как Россия потеряла единственный в мире космический флот
Обратная сторона КВН. Как клан Масляковых обманывает народ и наживается на игроках
Расскереченные тайны космоса. Какое внеземное животное погубило космонавта Сереброва и станцию «Мир»
Шоу «Голос»: ложь, подкупы, зарплаты
Россия создала супероружие, и это не гиперзвуковые ракеты
Россия создала и приступила к серийному производству танка, аналогов которому нет ни в одной армии мира
Коллекторский бизнес Кадырова — 1 млн рублей в день. Почему его не трогает Путин
Бывший боевик, Герой России и специалист по запугиванию чеченского народа
Кто имеет право входить в кабинет Президента РФ. Ближний круг Владимира Путина
Звезды шоу-бизнеса и артисты о своём отношении к решению российского правительства о проведении спецоперации на Украине