Найти тему
Black Caviar Games

Жанры: гоночные игры

Оглавление

Стать гонщиком в реальности - непростая задача, но попробовать себя в этой роли в виртуальном мире совсем не сложно. В этом материале мы увидим, как появились и развивались гоночные игры, на какие типы они делятся и, конечно, расскажем о самых влиятельных и популярных проектах. Всем пристегнуться!

Краткая история

1970-80-е годы

История гоночных игр (как и многих других жанров) начинается в залах с игровыми автоматами. Одной из первых стала Space Race (1973) от Atari, уже заявившей о себе с помощью Pong (1972). Назвать ее гоночной игрой в полном смысле слова было сложно - для победы нужно было просто пролететь дистанцию, не разбившись об астероиды. Аналогичную игру выпустила Taito, без особых раздумий назвав ее Astro Race (1973). Здесь усложнилось управление - вместо двух направлений (как в Space Race), джойстик позволял перемещаться в четырех.

-2

Спустя год настало время привычных автомобильных гонок. Taito начала выпуск автоматов Speed Race (1974) с рулем, педалью газа и рычагом переключения передач. Правда происходящее на экране пока не отличалось такой же степенью реализма. Двухмерные машинки двигались по дороге-ленте. Примерно также выглядел и автомат с Gran Trak 10 (1974) от Atari. В 1976 Taito решила предвосхитить Carmageddon, выпустив Crashing Race (1976) для двух игроков. Здесь требовалось не избегать столкновений, а, наоборот, устраивать их и получать за это очки.

Маленькую революцию совершила F-1 (1976) - совместный продукт Atari и Namco. В ней был вид от третьего лица и подобие 3D. Изображения дороги, растительности и других объектов проецировались на экран изнутри. Игрок-водитель сидел в кресле, что добавляло реализма. В том же году появился первый автомат с игрой про гонки мотоциклов - FONZ.

В 1979 вышла первая гоночная игра с 3D, сделанным с помощью векторной графики и один из ранних проектов от первого лица - Speed Freak. Сыграть в нее можно было на аркадном автомате, а выглядела она вот так:

-3

“Гоночные” игровые автоматы можно было встретить и в Советском Союзе. Например, “Авторалли-М” (1981) с телевизионным экраном, “Автогонки” на базе ТИА-МЦ-1 (1986-88 годы) и “Магистраль”, способную похвастаться несколькими режимами (трассами) игры.

В семидесятых-восьмидесятых в домах начали появляться консоли, а вместе с ними - и гоночные игры. К первой массовой приставке Magnavox Odyssey (1972) прилагалась незамысловатая игра, имитирующая (очень приблизительно) лыжные гонки. У Coleco Telstar Arcade (1977) были руль и рукоятка переключения передач для Road Race (линейная гоночная игра с видом сверху).

Владельцы телевизора Nintendo Color TV могли приобрести Game Racing 112 (1978) - приставку с одноименной игрой (а также с привычными рулем и рычагом) . “Гонки” не обошли стороной и супер-успешную Atari 2600 (1977) - на ней можно было сыграть в Indy 500 (1977), Street Racer (1977), Pole Position (1983). Последняя не уступала играм с автоматов, а в чем-то и превосходила их.

Владельцы персональных компьютеров тоже получили возможность стать гонщиками - на BBC Micro (1981) вышла REVS (1981), на Commodore 64 (1982), Commodore Amiga (1985) и ZX Spectrum (1982) с Sega Master System (1985) портировали Out Run (1986). Именно на ПК тех времен выпустили симулятор Test Drive (1987), давший начало серии, которая просуществовала до 2012 года. Третье поколение консолей смогло порадовать игроков Rad Racer (1987), а также портами с аркадных автоматов вроде Chase HQ (1988). В этой игре пользователи пересаживались из гоночных болидов в полицейские машины и превращались из лихачей в тех, кто обязан их ловить.

За два десятилетия гоночные игры проделали большой путь от двухцветных и двухмерных проектов с видом сверху до 3D (пусть и очень простенького по нынешним временам), цветной графики и множества режимов. Виртуальные гонки все больше напоминали настоящие - постепенно в них появлялось окружение, повреждения, погодные условия и реальные автомобили. Формировалось деление на аркады и симуляторы.

1990-е годы

Девяностые - это новые возможности графики и звука, четвертое и пятое поколение консолей, а также распространение домашних компьютеров. Залы с автоматами начали уходить в прошлое, а гоночные игры продолжили свое развитие.

Одно из “громких имен” нового десятилетия - Formula One Grand Prix 1992, имитирующая реальный сезон “Формулы Один” и вышедшая на компьютерах. Sega представила свою первую трехмерную гоночную игру Virtua Racing (1992). Для того, чтобы консоль справилась с графикой, картридж снабжался собственным графическим процессором. Владельцам восходящей звезды консольного мира PlayStation (1994) тоже было где и на чем покататься: Namco портировала на приставку свою Ridge Racer (1994), Atari выпустила San Francisco Rush (1998).

В девяностых появился новый феномен мира аркад - простые, веселые и красочные гонки на картах в сеттингах популярных игр (прежде всего платформеров для детей). В 1992 на SNES выходит Super Mario Kart. Можно было сыграть за одного из 8 персонажей (помимо самих братьев - за Йоши, Пич, Боузера, Донки Конга младшего, Купа Трупа и Тоуда), Экран делился на две части - в верхней показывалась сама игра, а в нижней - схема трассы с иконками участников. Sega не собиралась отставать, и в 1994 выпустила Sonic Drift, где в гонку вступили герои соответствующей франшизы. Правда играбельных персонажей было всего четверо.

-4

В 1994 вышла первая игра из, пожалуй, самой известной “гоночной” серии в истории. К тому же до сих пор чувствующей себя неплохо. Да, речь о Need For Speed (оригинальная игра называлась The Need For Speed), вышедшей на 3DO (приставке пятого поколения, выпускавшейся сразу четырьмя компаниями), а затем и на PlayStation. Игроки могли выбирать автомобили и трассы, переключаться между видами от первого и третьего лица, а также изучать дополнительные видеоматериалы о машинах. Electronic Arts сделала ставку на реалистичность, но в то же время игра получилась довольно аркадной.

В девяностых вышло еще три игры франшизы: Need For Speed II (1997), Need For Speed: Hot Pursuit (1998) и Need For Speed High Stakes (1999). Все - для персональных компьютеров и PlayStation. Отзывы о второй игре серии оказались противоречивыми, что породило фанатскую теорию о “проклятии четных частей” Need For Speed, зато в ней появилась интерактивная музыка, новые автомобили и режимы. Hot Pursuit сосредоточилась на гонках с преследованиями и получила более теплый прием. В High Stakes появился новый режим “Карьера”, но повторить коммерческий успех предшественника игра не смогла.

Еще одним “гоночным открытием” десятилетия стала Gran Turismo (1997), вышедшая на PlayStation и ставшая ее эксклюзивом. В отличие от более аркадной NFS, GT сразу же позиционировалась как симулятор с акцентом на реалистичную физику, большой выбор машин и тюнинг.

-5

Стоит упомянуть и Colin McRae Rally (1998), в разработке которой помогал потомственный автогонщик Колин Макрей. Игрок мог выбрать один из трех уровней сложности (и один из соответствующих ему автомобилей), приняв участие в этапах чемпионата мира по ралли 1998 года. Игра вышла на PlayStation, ПК и GameBoy Color, дав старт целой серии, которая была переименована в DiRT после гибели Колина в авиакатастрофе в 2007.

Наконец, в конце девяностых на прилавках появились первые “гонки” с открытым миром. В Crazy Taxi (1999) игрок развозил пассажиров по Сан-Франциско (с автоматов игру портировали на PlayStation 2 и Nintendo GameCube). В Driver (1999) за основу взяли историю из фильма “Водитель”: в роли полицейского под прикрытием нужно было выполнять миссии в нескольких американских городах. Игра оказала большое влияние на Grand Theft Auto, а в 2000 году обзавелась сиквелом.

2000-2010-е годы

Новый век окончательно закрыл вопрос о двухмерной графике, а растущие мощности платформ позволили делать гоночные игры все более красивыми и реалистичными.

Need For Speed продолжила завоевывать геймерские сердца. В 2000 вышла Need For Speed: Porsche Unleashed, полностью посвященная машинам соответствующей марки и приуроченная к ее 50-летнему юбилею (правда прошедшему в 1998 году). Hot Pursuit получил сиквел (2002) и обосновался не только на ПК, но и на консолях шестого поколения. Однако настоящим суперхитом серии было суждено стать Need For Speed: Underground (2003), в которой игрок переносился в ночной Олимпик-Сити и становился стритрейсером (прямо как в фильме “Форсаж”). Многим игра запомнилась саундтреком, в который вошли композиции Rob Zombie, Static-X, Rancid и других исполнителей.

-6

В Need for Speed: Underground 2 (2004) появился открытый мир, но она оказалась менее успешной оригинала. Тогда Electronic Arts решила объединить в одном проекте удачные стороны нескольких предыдущих и в 2005 выпустила Need For Speed: Most Wanted. К уличным гонкам добавилось уже знакомое игрокам преследование с участием тяжелых полицейских машин. Carbon (2006), ProStreet (2007) и Undercover (2008) аудитория встретила с меньшим энтузиазмом, а EA Black Box отстранили от разработки (исключение - Need For Speed: The Run). NFS: Shift (2009) более близкий к симуляторам, создавала Slightly Mad Studio, а осовремененные ремейки Hot Pursuit (2010) и Most Wanted (2012) - Criterion Games.

К сожалению, в десятых NFS пришла в упадок. Rivals (2013) оказалась довольно вторичной, а Payback (2017) критиковали за микротранзакции и попытки копирования Forza Horizon. В 2022 году ожидается уже третья игра франшизы под названием Need For Speed - возможно, со второй попытки EA сможет глобально перезапустить серию.

Гоночные симуляторы тоже продолжили свою эволюцию. Gran Turismo получил сиквел в 2000 году. 22 марта на PlayStation 5 вышла Gran Turismo 7. Microsoft решил включиться в “большую игру” с Forza Motorsport (2005) - автосимулятором с двумя сотнями машин, множеством трасс и опций для тюнинга. Так появилась еще одна заметная франшиза, эксклюзив для Xbox / ПК и ответ Gran Turismo. Forza разделилась на две подсерии - более “симуляторную” Motorsport и скорее аркадную Horizon.

-7

Самая свежая из игр серии - это Forza Horizon 5 (2021), а в 2023 ожидается выход “тёзки” оригинального проекта, Forza Motosport.

Разновидности гоночных игр

А) по геймплею

1) симуляторы - гоночные игры, стремящиеся к максимальному реализму: серии Gran Turismo, Forza Motorsport, Colin McRae Rally / DiRT, Assetto Corsa. Здесь представлены настоящие автомобили, трассы, соревнования и организации, а порог вхождения довольно высокий из-за сложного управления.

2) аркады - проекты с упрощенной физической моделью и геймплеем, а при необходимости - с нереалистичными механиками вроде стрельбы, использования ускорений, нестандартными трассами и т.д. В таких “гонках” удовольствие игрока ставится в приоритет над симуляцией настоящих соревнований. Примеры: Midnight Club, Mario Kart, большинство игр серии Need For Speed, Blur, Burnout.

Б) по виду транспорта

1) автомобильные - самый распространенный вид гоночных игр. Примеров очень много: от всем известной Need for Speed до Project CARS.

2) мотогонки - игры, в которых игрок управляет мотоциклами: MGXP, MotoGP, RIDE, Road Rage и т.д.

3) велогонки - все то же самое, но на велосипедах: Downhill Domination, Descenders, Tour de France 2021, MTB Downhill Simulator.

4) водные гонки - игры, имитирующие управление катерами, парусными лодками, водными мотоциклами: VR Regatta, Riptide GP: Renegade, Aqua Moto Racing Utopia.

5) авиагонки - здесь придется пересесть в кресло пилота: Skydrift, Tail Drift, Wing Breakers (любители малой беспилотной авиации могут попробовать себя в Liftoff - симуляторе гонок дронов).

В качестве итога:

Гоночные игры - живой, динамичный и внутренне разнообразный жанр, который давно занял свое место в мире интерактивных развлечений. Рассказать обо всех проектах в одном материале невозможно, но мы постарались осветить самые интересные и важные.

Источники:

1. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 1 - https://habr.com/ru/post/398353/

2. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 2 - https://habr.com/ru/post/398647/

3. Иван Сычев. Эволюция гоночных игр, часть 3 - https://habr.com/ru/post/369849/

4. Игры про мотоциклы на ПК - https://cubiq.ru/motogonki/

5. Юлия. Игры про велоспорт на ПК - https://cubiq.ru/igry-pro-velosport-na-pk/

6. Ethan Jupp. The five best racing games of the 1980s | FOS Future Lab - https://www.goodwood.com/grr/race/historic/2021/2/the-five-best-racing-games-of-the-1980s

7. RUVDS. Игровые автоматы: откуда они взялись в СССР и как устроены - https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/430526/

8. OldGamer. История серии Need For Speed. Часть 1 - https://dtf.ru/games/970278-istoriya-serii-need-for-speed-chast-1

9. Влад Массино. «Need for Speed» возвращается к истокам - https://www.gazeta.ru/tech/2015/11/02/7866317/nfs_history.shtml

#гоночныеигры #игры #гонки