Когда хлынул водопад уходов брендов из России, я предполагал, что их возвращение может быть специфическим.
И я не про «Вкусно и точка» или трансформацию L’Occitane в локальный Локситан. Не про тот вид сделок, когда актив перешёл во владение локальных топ-менеджеров и управленцев. Речь про настоящее возвращение материнской организации иностранной компании в Россию.
Уже есть прецедент — ритейлер LLP Group (Польша) открыл ранее закрытые в России магазины под новыми названиями. Reserved теперь Re, Cropp теперь CR, House теперь XC, ну а Mohito с Sinsay будут M и Син соответственно.
В этом возвращении интересно всё.
Компания из недружественной страны произвела адаптацию бизнеса под Россию и не готовится уходить. Товары в России и других странах, я уверен, будут одинаковые. Ребрендинг произошёл, чтобы на родине компании по этому поводу не «возбухали».
Видимо, есть механизм и возможности, чтобы крупный иностранный бизнес оставить в России, и появляется вопрос к другим представителям этой когорты — хотят ли они брать на себя риски? Возможно, для польского бренда мы существенный рынок, а для условного Nike Россия 2% в общем объеме выручки.
Я не видел документов или финансовой отчётности LLP Group, но опираясь на свой опыт предположу, что российская дочка, скорее всего, выведена из под прямого контроля материнской компании. Возможно, создана компания-прослойка, которая принадлежит материнской компании меньше чем на 50%. Информацию о владении можно раскрывать в отчётности в схлопнутом виде, где никто не поймёт, что речь идёт про владение бизнесом в России.
Остальная доля может быть распределена по непубличным компаниям, которые косвенно связаны с материнской.
Эта компания «прослойка» зарегистрирована в юрисдикции, куда можно выводить доходы, менять на валюту и перечислять в головной офис. Закупки и поставки товара могут осуществляться на эксклюзивных условиях с материнской компанией.
А ещё можно выкупать права на образ одежды и заказывать пошив партии на заводах, где шьют для всего мира.
Пример показательный и мне непонятно, почему со стороны Запада никто не вопит, а со стороны России никто не преподносит сей факт как некое достижение.
Пример LLP Group может стать показательным для других брендов ритейл сегмента и, возможно, скоро у нас появится возможность покупать оригинальный товар производителей напрямую, пусть и названия магазинов будут другие.