Найти тему
История моды с Марьяной С.

Модная выставка век назад

Однажды в одном модном журнале за 1896 год мне встретилась любопытная статья о "модной выставке", которую устроил знаменитый дом моды. И она, в общем, проливает свет на взаимоотношения "высокой моды", того, что создавали знаменитые дома моды, и популярных дамских журналов с новинками сезона.

Ну а поскольку в статье упомянут один известный художник той эпохи, то я решила, что именно его женские портреты подойдут в качестве иллюстраций. :)

Портреты Клотильды Бир, 1880-е, и графини Пальфи, 1880, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons
Портреты Клотильды Бир, 1880-е, и графини Пальфи, 1880, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons

"Фирма "Дреколь", венский Ворт, устроила недавно выставку дамских туалетов, производя ею чарующее впечатление на всех элегантных светских дам; выставка эта имела более или менее семейный характер, так как на неё допускались только приглашенные лица и покупатели торгового дома. Всем им предоставлялся прекрасный случай переступить порог той таинственной обители, где создаётся "мода", и убедиться воочию, что разные модные новости изобретаются не только в Париже, но и в Вене. Все выставленные вещи, состоящие преимущественно из придворных, бальных и выездных туалетов с принадлежащими к ним накидками и сорти-де-баль самого элегантного покроя, были настоящими шедеврами, художественное исполнение которых не заставляло желать ничего лучшего; всё это были модели, нигде до тех пор не виденные и появившиеся на выставке прежде, чем появиться в роскошных салонах аристократических домов и придворных сфер.

Каждый торговый дом, приобрётший себе громкое реномэ, старается иметь собственные модели, то есть создавать такие туалеты, которые отличались бы изящным вкусом, оригинальностью и новизной и красотой гарнировки. А так как все модницы и вообще все дамы, часто выезжающие в свете, жаждут новостей, то каждая, появившаяся в моде, новость раскупается ими нарасхват и почти всегда по дорогой цене. Когда эта новая модель несколько утратит своё значение, то есть когда трудно будет сбыть ее за дорогую цену, её помещают в модные журналы, сделав на ней предварительно те или иные изменения и выпустив её в свет под громким названием "последней новинки". Само собой разумеется, что это нисколько не умаляет её достоинств, дело только в том, что в момент появления на страницах модного журнала она делается достоянием каждого, а не принадлежит отдельно какому-нибудь лицу".

Портреты Сары Бернар, 1881, и графини Потоцкой, 1880-е, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons
Портреты Сары Бернар, 1881, и графини Потоцкой, 1880-е, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons

"Вышеупомянутая выставка, устроенная в Вене, была интересна для всех светских дам, главным образом в том отношении, что они могли видеть все модные новинки до появления их в свете и могли узнать, что именно будут носить и какие вещи будут считаться последней новинкой моды. Вот почему в роскошных салонах выставки перебывало большое множество дам, скромные и тёмные туалеты которых представляли резкий контраст с роскошными и парадными нарядами, сотнями размещёнными в салонах выставки, с цветами и пальмами, задрапировывающими все эти наряды, и с зеркалами, в которых они отражались. На выставке были, впрочем, не только безжизненные, но и живые модели, то есть прогуливающиеся молодые девицы, одетые по самой последней моде в роскошные туалеты, которые они меняли время от времени, появляясь постоянно в чём-нибудь другом. Многие из выставленных вещей быстро исчезали, так как в назначенный день они должны были прибыть заказчицам в Бухарест, Константинополь, Варшаву и Нью-Йорк. Кружок заказчиков торгового дома "Дреколь" распространён по всему свету, и модели его дорого ценятся в большей части европейских дворов.

Трудно и даже невозможно описать все прелести, бывшие на выставке; все они были так изящны, красивы и художественны, что воспроизвести их могла только кисть Макарта".

Портреты Каролины Гомпертц, 1870, и неизвестной дамы, 1880-е, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons
Портреты Каролины Гомпертц, 1870, и неизвестной дамы, 1880-е, Ганс Макарт. (сc) Wikimedia Commons

Словом, нам ведь, по сути, описывают закрытый показ. :) С поправкой на эпоху, конечно.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!