9 июля стало известно, что Канада сделает исключение из антироссийских санкций и по просьбе Германии вернет отремонтированную турбину Siemens, которая необходима для нормального функционирования газопровода «Северный поток – 1», доставляющего природный газ до потребителей в ЕС.
Весь парадокс и комизм ситуации заключается в том, что Германия сама обратилась к Канаде с просьбой нарушить ограничения, согласованные двумя странами, которые, по мнению всех многочисленных участников «санкционной сделки», являются самыми болезненными для России, потому что предусматривают запрет на экспорт технологий и высокотехнологичного оборудования.
Интерес Германии понять можно: в июне «Газпром» сократил на 60% прокачку газа по причине отсутствия этой самой турбины, что непосредственным образом негативно влияет на энергетическую безопасность страны и влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия.
Министр энергетики Украины Герман Галущенко увидел использование Россией факта отсутствия необходимого технологического оборудования для оправдания уменьшения объемов прокачки, охарактеризовав вынужденную меру «Газпрома» как «абсолютный шантаж». Украинский министр озабочен не самим уменьшением прокачки, а намечающимся прецедентом вероятных исключений из санкций, что равносильно их невыполнению самими государствами, их наложившими.
«Глубокое разочарование» по этому поводу высказало министерство иностранных дел Украины: «Последнее канадско-германское соглашение и озвученное на его основании решение – это подстраивание санкционного режима под капризы России. Этот опасный прецедент противоречит принципу верховенства права и будет иметь только одно последствие – он усилит чувство безнаказанности Москвы». Заявление украинского МИДа заканчивается призывом к Канаде отменить свое решение.
Остановка с сегодняшнего дня на десятидневную профилактику «Северного потока – 1» вызвала опасения в Европе, что это произойдет навсегда. Европейский Союз уже готовится к такому наихудшему варианту. На прошлой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предупредила Европарламент: «Нужно готовиться к дальнейшим перебоям в поставках газа и даже к полному отключению со стороны России».
В связи с этим на этой неделе Еврокомиссия представит чрезвычайный план по борьбе с энергетическим кризисом, подробности которого пока не известны. Вполне возможно, что на экстренный случай в документе будут предусмотрены исключения из санкций, что вызовет еще большее разочарование Украины.
Второй причиной разочарования со стороны Украины является блокирование со стороны Германии финансовой помощи в 9 млрд евро, о которой договорились лидеры Европейского Союза еще в конце мая. Проект предусматривает фактически беспроцентный кредит Украине сроком на 25 лет. Министр финансов Германии Кристиан Линднер дал «добро» только на один транш на миллиард евро, который поступит Украине в этом месяце.
Линднера не устраивает, что Еврокомиссия хочет выделить средства из общеевропейского долга, которые не являются «живыми деньгами», а находятся в еврооблигациях, крупнейшим гарантом которых является германский минфин. Это означает, что Еврокомиссия взяла долг, чтобы предоставить кредит Украине. На фоне возможных энергетических и иных производных проблем, министр опасается, что Германия не сможет заплатить по европейским долговым бумагам, а это – тот самый дефолт, который совершенно не нужен первой экономике Евросоюза.
В правительствах ЕС все яснее осознают, что Украина обходится слишком дорого.
Автор: Александр Черный