Найти в Дзене
Крымская путешественница

Из Крыма во Владимир. Как ззакомились люди 100 лет назад без интернета

А вы когда-нибудь знакомились через газету?

Путешествуя по Золотому кольцу, первым делом я посетила город Владимир. Я была удивлена такому большому количеству храмов, церквей и часовен. Говорят, что в городе их насчитывается около 70.

Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область
Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область

Большую часть из них можно рассмотреть со смотровой площадки Водонапорной башни. Сейчас в здании находится музей, посвященный жизни города и горожан 19-20 веков. Вход 150 рублей.

Смотровая площадка Водонапорной башни
Смотровая площадка Водонапорной башни

Музей растянулся на три этажа, и на каждом этаже я открыла для себя что-то новое.

Музей во Владимире
Музей во Владимире

Очень много интересных фотографий старого Владимира. Встречаются старые вывески магазинов, театра, парикмахерской и ломбарда.

В конце 19 века яркая красивая вывеска не просто служила для обозначения того или иного заведения, а стала одним из средств борьбы за покупателя.

Вывеска начала 20 века
Вывеска начала 20 века

Но мне больше всего приглянулась "Брачная газета". Так сказать, тиндер 20 века.

Благодаря развитию информационных технологий, сегодня для того, чтобы познакомиться с противоположным полом, люди могут не выходить на улицу, под рукой всегда есть Интернет. Но ещё 100 лет назад такой возможности не было.

Брачная газета
Брачная газета

В конце 19 и начале 20 веков популярность набирают брачные объявления. Реклама межличностных отношений стала активно развиваться благодаря появлению специализированных изданий по проблемам семьи и брака - таким, как "Сваха" (1905-1906 гг.), "первый и единственный орган в России, поставивший себе целью заключение, укрепление и процветание браков". Издание позиционировало себя как приличный семейный журнал. В 1906 году начала выходить "Брачная газета".

Объявление в Брачной газете, начало 20 век
Объявление в Брачной газете, начало 20 век

Изначально в газете печатались объявления, предлагающие оказать юридическую помощь тем людям, которые разводятся, или наоборот, скрепляют семейные узы браком. Чуть позже появились и так называемые брачные объявления, и все они начинались с заголовков: "Красавица", "Одинокая", "Любовь", "Женитьба".

Газета, 20 век
Газета, 20 век

Судя по текстам таких объявлений, одним из самых предпочтительных мотивов для вступления в брак в этот период является материальная заинтересованность:

"Красавица, окончившая гимназию, 20 лет, сирота, бедная, безупречной нравственности (моя племянница), которую желаю выдать замуж только за очень богатого господина. Бедных прошу не беспокоиться".

Но не только женщины искали себе богатых партнеров. Было также много объявлений мужчин, желающих жениться на деньгах или приумножить своё состояние:

"Представитель крупных торговых фирм, связан с коммерцией, желаю жениться на особе от 30 до 40 лет, способной вложить в мое дело в общей сложности 10 тысяч рублей, можно немного меньше. Я очень мягкого характера, скромный, здоровый, получаю доход 12000 рублей, имею собственный дом, участок земли и склад".
-8

Но не все гнались за деньгами. Кто-то просто искал свою любовь:

"не требует богатства и я ищу хотя и бедную, но милую и красивую барышню или вдову среднего роста, мягкого тихого нрава, среднего образования. Цель - брак. Обеспечен, вполне здоров, мягкого доброго характера. Стремлюсь к тихой, семейной жизни. Отзовись, кому тяжело в одиночестве. Желательно фотография, возвращу".
-9

Друг с другом потенциальные жених и невеста общались либо через редакцию газеты или отправляли письма "до востребования".

Заметили, что в последнем объявлении мужчина написал, что вернет фотографию. Дело в том, что в то время фотокарточки были дорогими и на всех кандидатов не напасешься.

Напротив, отличительной чертой объявлений, ориентированных на поиск попутчика в путешествии, было отсутствие какой-либо материальной выгоды, часто, это был поиск друга по интересам.

Фото автора
Фото автора

Реклама такого характера стала очень успешной. Брачная газета подтолкнула к созданию около трехсот газет и журналов, ориентированных на знакомства между читателями: "Брачный вестник", "Флирт", "Брачная мысль" и др.

Вот так, один небольшой музей может вам рассказать про маленький кусочек из жизни людей конца 19 и начала 20 веков.

Верите ли вы в такие знакомства через переписку?