Найти тему
Нил Лукинский

Поучение в день св. славных и всехвальных и первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Дождались мы, братия, праздника св. славных и всехвальных и первоверховных Апостолов Петра и Павла. Достойно ублажаются они всею вселенною. Достойно: потому что за Христа Иисуса, Господа нашего и за спасение душ человеческих они отверглись себя и положили души свои, отверглись всех красот и сладостей мирских; своим учением просветили весь мир, омраченный идолослужением и страстями различными, и привели ко Христу множество душ, т. е. избавили от вечной погибели и ввели в Царство небесное, – да и мы все христиане всего мира нынешняго и прошедшего времени обязаны им благовестием евангельским и спасительными правилами христианской жизни. Потому и мы достойно прославляем их. Кончина того и другого Апостола была мученическая. Апостол Петр был распят на кресте вниз головою, а св. Ап. Павел усечен во главу мечем.
Что было причиною таких славных подвигов Апостолов, за которые их достойно ублажает вся вселенная? Что подвигло и подвизало их на такия славныя дела? Их живая вера и любовь ко Христу, вера, при которой они считали все земное за сор и безконечно дорого ценили все небесное, безконечно высоко ценили каждое слово Господа Иисуса Христа, всякое слово Его крепко держали в сердце, всякую заповедь Его старались исполнить во всей силе; безконечно дорого ценили всякую душу человеческую и всякую душу человеческую всеусильно старались спасти от греха и вечной погибели; ибо в памяти своей и в сердце своем непрестанно держали слова Спасителя: прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Матф. 18, 11); их любовь ко Христу, при которой они готовы были идти за Него и в темницу и на смерть, – при которой они и всех людей любили так, как любил и любит их Христос, – которая внушала им за спасение душ человеческих пожертвовать всем в мире; отречься наслаждения всеми благами мира, подвергаться всевозможным огорчениям, опасностям, смерти. Вот что было причиною славных подвигов св. Апостолов, а в особенности – Петра и Павла! Поучимся у них такой вере и любви ко Христу.
Ныне слишком умножилось неверие и маловерие и совсем охладели ко Христу многия сердца. Весьма прискорбное явление! Нам-ли русским, православным ослабевать в вере, когда Начальник и Совершитель нашей веры Христос так славно прославился и всегда прославляется среди нас безчисленными чудесами – то в св. мощах, то в св. чудотворных иконах, то в животворящих Тайнах, то в различных силах, являемых Им на верующих в Него во всех концах нашего пространного отечества? Нам-ли не веровать во Христа Сына Божия, Спасителя мира, когда Он видимо спасал и спасает отечество наше. Нам-ли, братия, не веровать во Христа, Когда Он и нас с вами многократно спасал от бед, болезней, скорбей, особенно же – от грехов наших, – когда Он нас питает, одевает, просвещает, упокоевает, животворит? Нам-ли не веровать во Христа, когда мы сердцем своим чувствуем, что Он живет в нас, действует в нас, непрестанно спасает, животворит, укрепляет нас? Было бы сумасшествием, если бы кто сказал, что он не верует во Христа, как Сына Божия, безумием, нелепостию. У нас, в России, почти всякое место, всякий город, селение, обитель, храм, есть свидетельство силы Христовой, – всякий благочестивый христианин есть живой свидетель силы Христовой, в немощах совершающейся.
Нам-ли русским, христианам православным не любить Христа, когда вера Христова нас просветила, укрепила, возвысила, соделала счастливыми? Нам-ли не любить Господа Иисуса Христа, когда вера в Него, исполнение заповедей Его есть залог нашего процветания, благоденствия и силы? Залог прощения наших грехов, заступление и спасение в бедах, скорбях и напастях; залог воскресения нашего из мертвых и нашей жизни вечной? Кто утешит нас в скорбях и напастях без Христа? Кто простит грехи? Кто напитает Плотию и Кровию животворящею? Кто скажет: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28)? Кто скажет: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Иоан. 11, 25)? Не любить Христа, значит не любить себя, быть врагом себе, не любить вечную жизнь, блаженство нескончаемое. Одним словом, не любить Христа значит быть безумцем.
О, будем братия, тверды в вере и любви ко Христу до последняго нашего издыхания, да при последнем издыхании предадим дух свой в руце Его, Который есть наша Жизнь безконечная. Аминь.

ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ