Найти тему
Смотри в себя

Не превращайте исповедь в отчёт о проделанных грехах. Объясняет Алексей Осипов

Как правильно относиться к исповеди, рассказал доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Как вы знаете, исповедь — это одно из таинств христианской церкви. Но важно отметить, что таинство может и не принести пользы человеку, если оно совершается без веры, без покаяния и без твёрдого намерения измениться.

В ином случае таинство может не только не принести пользы, но превратиться в полную противоположность. Апостол Павел так и говорит об этом в послании к коринфянам:

«Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе... От того многие из вас немощны и больны, и немало yмupает».

Почему так происходит?

Во-первых, если искренне верить, что в таинстве ты приобщаешься ко Христу, вкушаешь кровь и тело Христово, то с каким благоговением и страхом Божьим ты должен относиться к этому?

Во-вторых, ты непременно должен пообещать Богу постараться не повторять всего того недостойного, что делал ранее, насколько это будет в твоих силах.

Без искреннего покаяния и внутреннего обещания измениться нет таинства.

Во что можно превратить таинство исповеди? Писать бумажечки. Это значит превратить исповедь в письменный отчёт о проделанных грехах.

Пусть священник читает... Только какой толк от подобного чтения? И главное — человек искренне полагает, что он исповедовался.

Представьте, что какой-нибудь бес подойдёт на исповедь и с огромным удовольствием перечислит все свои грехи. И какая польза от всего этого перечисления?

Мы подходим на исповедь для того, чтобы очистить душу от всех гадостей. Ведь грехи — это грязь, в которую впадает человек. И омыть свою душу от этой грязи и раны, которые человек сам себе наносит, совершая грехи, можно только с помощью искреннего раскаяния в содеянном и обещанием больше никогда этого не делать.

Формально подходить к таинству исповеди, так же как и ко всем другим таинствам — таинству Причащения или таинству брака (просто обвенчаться) — это добровольно лишить себя благодати Божьей.

Жаль, что это не все понимают, считая, что самое главное — это исповедаться или подойти к причастию, или обвенчаться. Главное — соблюсти внешнюю форму. А про суть-то мы забываем.

А суть в том и состоит, что все эти таинства только тогда очищают наши души и исцеляют наши раны, если человек искренне кается и искренне стремится не совершать подобного более.

И тогда таинство исповеди не только изменяет и исцеляет человека, но и окрыляет его. После исповеди люди часто говорят, что словно гора свалилась с плеч. На душе становится легко.

Но сегодня всё чаще случается, когда таинство исповеди превращается в некий отчёт о совершённых ошибках. Подносят шпаргалки и начинают читать.

На самом деле, всё то неправильное, что мы совершаем в своей жизни, невозможно перечислить полностью. Это нереально. Поэтому на исповеди перед батюшкой необходимо произнести то, что особенно терзает вашу душу.

А забыть это всё равно не получится. И поэтому нет смысла это выписывать на листок. Это можно выписать только в том случае, если человек никогда не исповедовался или не исповедовался так давно, что необходимо порыться в своей памяти, вспомнить и записать, чтобы не упустить.

В обычном же режиме, когда человек посещает храм довольно часто, о каких шпаргалках может идти речь? Когда душа не на месте, никаких записок не требуется.

К сожалению, очень часто люди воспринимают таинства как какие-то магические действия. Главное — ребёночка окрестить, главное — исповедаться и причаститься... А где здесь Христос? Самую суть выбрасываем.

Не побоюсь назвать это трагедией. И началась она с того, что даже молитву мы превратили в формальность. Молитву вычитываем. Но при этом совсем не молимся.

Святитель Игнатий Брянчанинов утверждал, что там, где нет внимания, благоговения и покаяния, молитва оказывается пустой и мёpтвoй.

Вот откуда берёт начало неискреннее отношение к таинствам. Мы не умеем молиться. А если и молимся, то исключительно о земном — чтобы муж не пил, чтобы дочь замуж вышла, чтобы сын имел хорошую работу, чтобы не болела нога…

Святые отцы предупреждают нас не взывать к Царю Царей с ничтожными просьбами, дабы не оскорбить Его...

Бог может очистить наши души только в момент нашего искреннего обращения и искреннего покаяния. Только так.

Потому что Он не может помочь нам насильно.

Ещё статья: «Чистые сердцем Бога узрят». Что это значит? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

#православие #христианство #алексейильичосипов #веравбога

#исповедь #грехи #покаяние #религия #таинствацеркви