Любой авторитарный режим подчиняет СМИ и устраняет журналистов, не разделяющих линию правительства. Газеты и журналы, желающие оставаться популярными, и вообще в принципе существовать, должны в каждом номере «нести в массы» изрядную долю официальной пропаганды – явную и скрытую рекламу властей и их идеологии.
Так было и в нацистской Германии. Возьмём для примера немецкий женский журнал «Frauen Warte» («Женское обозрение»), выходивший два раза в месяц.
В дополнение к статьям о современной женской моде, воспитании детей; выкройкам, любовным историям, советам для дома, кулинарным рецептам, журнал старательно пропагандировал нацистское мировоззрение.
Журнал «Frauen Warte» является продуктом пропаганды Третьего Рейха. Нацистский режим является виновником многих военных преступлений, а автор осуждает данную идеологию. Иллюстрации журнала используются только в познавательных целях*
На обложке праздничного номера, посвящённого Первомаю, – рабочий, крестьянин и солдат – те, кто собирает, строит и развивает Рейх (подпись под картинкой). На заднем плане – их «крепкий тыл»: символическое изображение матери с ребёнком. Все – светловолосые и голубоглазые, как и положено по официальной расовой теории.
Главные статьи содержат поздравление женщин с Первомаем от фюрера, со словами: «Женщина во все времена была не только спутницей жизни, но и товарищем мужа по труду». Материал рассказывает о том, что основное предназначение – воспитание детей и ведение домашнего хозяйства – не мешает женщинам реализовывать себя в разных профессиях.
Следующий разворот журнала славит немецких строителей, которые закончили возведение оборонительной Линии Зигфрида – надёжной защиты всех женщин и детей Рейха. Естественно, ни слова не говорится о том, что всего через несколько дней военнослужащие вермахта перейдут эту линию обороны и вторгнутся во Францию.
Следующая страница наполнена размышлениями о счастливом детстве всех ребят в Германии: они чувствуют себя спокойно, зная, что германское жизненное пространство надёжно защищено (так и говорится: Deutschen Lebensraum).
На этом официальная часть журнала заканчивается, и начинаются более житейские вещи:
Разумеется, этот старинный журнал уступает в качестве полиграфии современным изданиям: технологический уровень тогда был несоизмеримо ниже. Мы видим, что он весь выполнен в чёрно-белом цвете – кроме обложки и самой последней страницы.
Современные женские журналы рассчитаны на пролистывание как основную практику взаимодействия читательниц с материалом. Они напичканы яркими и броскими картинками, а текста в них совсем мало.
В первой половине ХХ века люди ещё читали журналы, а не просто пролистывали их, рассматривая картинки. Поэтому издатели «Frauen-Warte» старательно потчевали их идеологически выдержанной информацией; внушали, что оборонный комплекс страны, война – это неотъемлемая часть реальности.
Журнал охотно покупали и выписывали немецкие женщины: тираж Frauen-Warte к 1939 году достиг 1,9 млн экземпляров и был самым крупным в этом сегменте рынка СМИ в Германии.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!