Найти тему

Церковь Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске

Для того, чтобы увидеть закладную доску с несохранившегося храма XVI веканесохранившегося монастыря, и еще один храм того же монастыря, один из старейших на северо-западе Московской области со сравнительно недавно открытыми древними фресками, «Российские древности» отправились в бывшее село Возмище в бывший Возмищенский монастырь, а теперь – к храму Рождества Богородицы на улице Возмище на окраине Волоколамска.

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Вид с востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

На сайте прихода храма можно прочитать, что Возмищенский (Возмицкий) Николо-Богородицерождественский монастырь в Ламском стане был основан аж в первой половине XII века князем Мстиславом Новгородским (Великим). Оставим утверждение это на совести прихожан – местные легенды обладают великой силой и имеют право на жизнь. Тем не менее, первое реальное упоминание этого монастыря в записи на листе 456-457 Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила диаконом Макарием в 1452 году «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене  Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху». И то – с неким вероятием: скорее всего, церковь во имя Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала этой обители. В том же XV веке здесь был послушником знаменитый Иосиф Волоцкий.

Южный фасад храма и трапезной. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Южный фасад храма и трапезной. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Видимо, к тому времени все постройки монастыря были деревянными. Зато мы точно знаем, когда был построен и сохранившийся храм Рождества Богородицы, и еще одна каменная постройка монастыря. И этому факту мы обязаны, как ни странно, уничтожению монастыря. Как известно, в 1764 году молодая Екатерина II провела монастырскую реформу, по которой многие монастыри были упразднены, а храмы их превращены в приходские. Случилось это и с Возмищенским монастырем, однако при закрытии оного было сделана опись, которая гласила:

«о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной цке (т.е. – доске, прим РД), а именно:  заложен оной монастырь лета 7045 лета при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки». Поскольку в 1537 году монастырь уже давно существовал, речь могла идти только о начале каменного строительства в монастыре, начавшегося с «головного» храма.

Закладная доска мастера Повилики Тверитина. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Закладная доска мастера Повилики Тверитина. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
-4

Эта доска до нас не дошла, однако в позднюю колокольню собора вместе с несколькими надгробиями вмонтрирована еще одна закладная доска – уже от другого храма, которая сообщает нам, что в лето 7050  (или 7055) сентября в 25-й день  (то есть – 1541 или 1546 год) некий мастер Повилика Тверитин заложил тут еще один храм, которого уже не было на момент поздних описей монастыря. А именно – Кирилла Чудотворца (некоторые называют его надвратным) с трапезной.

Одно из вмонтированных в колокольню надгробий. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Одно из вмонтированных в колокольню надгробий. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Итак, что же представляет собой сохранившаяся церковь Рождества? Изначально это был четырехстолпный трехапсидный и трехглавый храм (Ю.Г. Малков предполагает, что он вообще замышлялся как двуглавый), подобный храму Суздальского Покровского монастыря. Однако в 1792 году из-за ветхости два малых восточных барабана были разобраны. Тогда же, по-видимому, появилось и четырехскатное покрытие вместо позакомарного.

Реконструкция первоначального облика храма
Реконструкция первоначального облика храма

Стены храма украшены лопатками, которые разделяют их на три прясла. В средних закомарах устроены круглые киоты, посредине высоты стен мы видим тонкий карниз.

Сохранившийся портал храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Сохранившийся портал храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Раньше в храме было три перспективных («уходящих влубь») портала с килевидным архивольтом с каждой из сторон (кроме восточной). Сейчас остался только один – с севера, который был раскрыт от закладок в 1979 году.

План храма, трапезной и колокольни. Чёрным показаны первоначальные строения
План храма, трапезной и колокольни. Чёрным показаны первоначальные строения

В 1850 году к собору пристроили шатровую колокольню и трапезную с двумя приделами. Вероятно, тогда был переделан и барабан.

Входная колокольня.
Входная колокольня.
Северный фасад храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Северный фасад храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Уже в 1942 году, как только фашистов отбросили от Москвы, ученые сделали первую пробную расчистку поздних фресок – с попытками найти изначальную роспись. Первые фрагменты нашли год спустя, а в 1970-х – основную часть сохранившейся живописи. Хотя, как полагают специалисты, могут быть и еще открытия.

Федор Тирон. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.
Федор Тирон. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Больше всего сохранилось росписей в диаконнике, который, кажется, служил раньше приделом в честь московского митрополита Алексия. Исследователям удалось найти много фрагментов, описывающих жизнь митрополита: например, сон юного Елевферия – еще до пострижения в монахи, поставление в епископы Владимира, исцеление Тайдулы – жены хана.

Митрополит Алексий, фреска конхи диаконника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284
Митрополит Алексий, фреска конхи диаконника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284
Исцеление Тайдулы. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;
Исцеление Тайдулы. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;
Иоанн Креститель. Фреска конхи жертвенника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;
Иоанн Креститель. Фреска конхи жертвенника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;
Пророки Наум, Аввакум и Софония.
Пророки Наум, Аввакум и Софония.

В конхе диаконника – большая фреска самого Алексия. В конхе жертвенника – очень интересная фреска Иоанна Предтечи, изображенного с крыльями (иконографический образ «Ангел в пустыне»). На северо-западном столбе сохранились фрески воина-мученика Федора Тирона и сцена Благовестия Анны. Исследователи предполагают, что роспись была сделана уже в 1540 году.

Текст: Алексей Паевский

Литература:

Гиршберг В. Б. Надпись мастера Повилики// СА. — 1959. № 2.

Демидов С. В. Новые исследования церкви Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске// Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 1990. Вып. III. Зверинский, II, с. 234, № 1002.

Юргенсон Н.Б. Церковь Рождества Богородицы на Возмище// Материалы по истории русского искусства. — М., 1928. Вып.1.

Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;