В рамках международного научно-образовательного проекта «Тюркский мир Большого Алтая» Алтайского госуниверситета на базе «Голубой утес» в Чарышском районе прошла Вторая международная летняя школа молодых ученых — тюркологов и алтаистов «Археология, история и биоразнообразие Большого Алтая». В ней приняли участие около 40 молодых ученых из 10 университетов России, Кыргызстана и Казахстана.
Лекции про средневековый Алтай
По словам руководителя проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и разнообразие в истории и современности», президента АлтГУ, профессора Сергея Землюкова, организаторы школы стремились создать атмосферу научного поиска и творческих решений на Чарышской земле, где сосредоточено много археологических памятников предыдущих эпох.
«Деятельность Школы молодых тюркологов направлена на консолидацию молодых ученых России и стран Центральной Азии, чьи научные исследования связаны с изучением различных аспектов развития тюркской историко-культурной общности, традиционной культуры и языка, формирования тюрко-славянского взаимодействия. Я надеюсь, что наши уважаемые эксперты сумели передать молодым ученым любовь к науке, будущей профессии, историческим памятникам Большого Алтая», — отметил Сергей Землюков.
Лекции экспертов летней школы были посвящены темам археологического наследия Северного Алтая, распространения элементов тюркской культуры в лесостепном Алтае, жизни раннесредневековых тюрков Алтая и Тянь-Шаня. Молодым ученым рассказали об археологических находках в Северо-Восточном Казахстане, городищах раннего Средневековья в Монголии, природных условиях и ресурсах Большого Алтая как ключевого региона Евразии.
Раскопки курганов
Помимо лекций для участников школы была организована поездка на раскопки курганов могильника Усть-Теплая. Раскопки ведет Международная археологическая экспедиция «Большой Алтай: тюркское наследие. Сентелек — 2022» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» АлтГУ при участии ученых Кемеровского госуниверситета, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и НАО «Торайгыров университет» Республики Казахстан.
На экскурсии молодым ученым рассказали об уникальности комплекса Усть-Теплая, где находятся раскопы трех курганов, относящихся к разным культурам — афанасьевской, пазырыкской и тюркской — а также о методике археологических исследований курганных захоронений.
«Большой удачей нынешнего сезона стала возможность для ребят стать свидетелями раскопок в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая». На мой взгляд, состоялось действительно научное погружение в атмосферу археологии и истории тюркского мира», — отметила ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор Юлия Лысенко.
Новые впечатления и материалы для научных исследований
Увлекательные лекции и познавательные экскурсии произвели большое впечатление на участников летней школы. Так, магистрант Томского государственного университета Себастьян Емец из Словении рассказал, что поездка позволила ему расширить знания по археологии. А докторанту Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, сотруднице Национального музея Казахстана Аягоз Султановой школа позволила собрать материал для научного исследования, посвященного теме древнетюркских культурных комплексов.
«Я ехала в этот научный лагерь для того, чтобы узнать чуть больше о Горном Алтае, увидеть его живописную природу. Тема летней школы напрямую связана с моей научной работой, которая называется «Древнетюркский культурный комплекс музейной коллекции Национального музея», — сказала Аягоз Султанова.
Магистрантка Кыргызского государственного университета Тина Касымбек давно мечтала побывать на Алтае, так как в этих местах жили предки современных кыргызов, здесь родился эпос «Манас».
«Я хотела узнать побольше об исторических и культурных связях между кумандинцами, тувинцами и кыргызами. Также меня интересуют языковые связи между кыргызами и хакасами», — отметила Тина Касымбек.
Немного подробнее об истории Алтая и его самых древних жителях можно прочитать в материале Минобрнауки России, посвященном столетию Республики Алтай.