Найти тему
96,2K подписчиков

Не соцреализм: художник Александр Самохвалов

17K прочитали
Знаем, что этого художника и эти картины не все читатели воспримут с энтузиазмом. Или хотя бы положительно. Но таков наш путь: говорить об искусстве живописи прямо и открыто. А не говорить о работах Александра Николаевича Самохвалова нельзя. Они — веха, этап, лицо целой эпохи, которую наш герой отрефлексировал совсем не так, как большинство коллег по творческому цеху.

Важно понимать один чрезвычайно тонкий момент: живопись Самохвалова — это не совсем соцреализм. А иногда — совсем не он. При всëм номинальном сходстве, при всей тяге художника к монументальности и любви к сюжетам из жизни простых советских людей.

Всю свою жизнь мастер стремился писать исключительно те образы, пластику и антураж, в которых ощущал энергию жизни. Красоту движения человеческого тела и человеческой мысли вне социального, культурного и любого иного контекста. Он был настоящим идеалистом, хотя вряд ли отдавал себе в этом отчëт, полагая свою эмоциональность свойством темперамента.

Да, его вдохновляла и «заряжала» на работу эпоха перемен, но еë смысловое наполнение волновало художника слабо. Для того, чтобы творить, ему вполне хватало пафоса и эстетики исполинских преобразований, титанических строк, масштабных трансформаций, свершившихся вокруг. Как парусу не нужно знать о разности давлений, порождающих ветер, чтобы успешно ловить его попутные порывы. По сути дела, предметом живописи Александра Николаевича всегда был Путь, а не Цель.

Такой подход к творчеству в некотором смысле роднит нашего героя с основоположниками импрессионизма, воспринимавшими реальность единым и неделимым «кадром» великой кинохроники жизни. С той, однако, разницей, что каждый по-настоящему восхитивший и удививший его момент бытия облекался в геометрически артикулированную, доминантно акцентуированную, тщательно выстроенную композицию, обрамляющую центральные образы. Особенно много внимания уделялось соотношению целого и частного, а общий замысел полотен опирался на прочный фундамент малых деталей.

Оттого картины Самохвалова и обладают аурой полноценного монументализма пополам с символизмом. Но только и исключительно аурой. Приглядитесь, дорогой читатель: ни одна из его прекрасных метростроительниц — к примеру — не смотрится застывшим памятником самой себе. И уж точно не является профессиональной моделью, для которой отыграть роль строительницы светлого будущего — сверхзадача на сеанс. Мастер совсем не признавал наигранности. Только живую позу и жест, мимику и взгляд, только радость бытия, изливающуюся на зрителя чередой ярких образов. В этом смысле он был как раз-таки бесконечно далёк от детерминированного морально-этического посыла соцреализма. Слишком уж много метафизики поместилось в этих концептуальных, лаконичных и медитативных полотнах, отчётливо перекликающихся то с иконописью, то с плакатным жанром.

Знаем: многим понравятся эти картины. И многим они не понравятся. Потому желаем приятного просмотра первым и свежести впечатлений вторым. Знаем: мастер понял и принял бы обе точки зрения. Собственно, как и мы сами.

Самохвалов А. Н., «Кондукторша», 1928, холст, масло, 130 x 127 см, ГРМ, Санкт-Петербург
Самохвалов А. Н., «Кондукторша», 1928, холст, масло, 130 x 127 см, ГРМ, Санкт-Петербург

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #соцреализм