КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.
Эта модель развития личности, охватывает весь период человеческой жизни и опирается на «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности.
Формирование целостности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий ⤵️
8 стадий развития личности от рождения до смерти.
ОТ 0 ДО 1 ГОДА - Доверие или недоверие.
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ - Самостоятельность или нерешительность.
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ - Предприимчивость или чувство вины.
ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ - Умелость или неполноценность.
ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ - Идентификация личности или спутанность ролей.
ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ - Ранняя зрелость. Интимность или изоляция.
ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ - Средняя зрелость. Продуктивность или инертность.
ОТ 65 ЛЕТ - Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние.
❗️ У каждой стадии свои задачи и возможности. От того, как человек проходит стадию зависит дальнейшее будущее.
Как вы заметили, большинство кризисов или конфликтов приходится на детство.
🎯ПОДРОБНЕЕ О 1-М КРИЗИСЕ - Доверие или недоверие (0-1 год).
Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.
На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.
➕️ Позитивный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.
Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
➖️ Негативный путь.
В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, внутренние переживания и конфликты, тревоги разнообразного характера и т.д.
Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.
Психосоциальный кризис: Базовое доверие – базовое недоверие.
Поиск ответа на вопрос: Могу ли я доверять миру?
Сильная сторона - надежда.
Как вы можете понять, базовое доверие к миру, к людям формируется в возрасте 0-1 год, и ПОЛНОСТЬЮ зависит от п ихо-эмоционального состояния матери или человека, её заменяющего.
Таким образом, вы понимаете, что отсутствие доверия миру это лишь мамино состояние в период вашего младенчества. Это описывает лишь её, не вас, не жизнь, не мир.
🎯2-Й КРИЗИС - Самостоятельность или стыд и нерешительность (2-3 года).
Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни, заключается в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости.
Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.
➕️ Позитивный путь. Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути:
- у ребёнка появляется самостоятельность; - автономия;
- вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;
- закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;
- вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;
- вырабатывается воля.
«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».
➖️ Негативный путь. Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути:
- у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях;
- сомнение;
- зависимость от других;
- закрепляется чувство стыда перед другими;
- закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.
«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».
Резюме:
Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение.
Поиск ответа на вопрос: Могу ли я управлять своим телом?
Сильная сторона - сила воли.
🎯3-Й КРИЗИС - Инициатива или чувство вины (4-5 лет).
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей.
Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.
➕️ Позитивный путь развития:
Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.
Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативность, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.
➖️ Негативный путь развития.
Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
🗣 Фразы родителей:
«Тебе нельзя, ты еще маленький»
«Не трогай!»
«Не смей!»
«Не лезь, куда не следует!»
«У тебя все равно не получится, дай я сама» «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась».
Психосоциальный кризис: Инициативность или вина.
Поиск ответа на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ?
Сильная сторона -цель.
🎯4-Й КРИЗИС - Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.
Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.
Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?
Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.
Негативный путь: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.
Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность.
Поиск ответа на вопрос: Способен ли я?
Сильная сторона - компетентность, уверенность.
🎯5-Й КРИЗИС - Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.
Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится диффузия идентичности.
Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.
Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Поиск ответа на вопрос : Кто я есть?
Сильная сторона - верность.
🎯6-Й КРИЗИС - Близость или изоляция (20-25 лет).
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.
Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
• Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
• Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
• Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
• А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
Негативный путь развития.
Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.
Психосоциальный кризис: Близость-изоляция.
Поиск ответа на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения?
Сильная сторона -любовь.
🎯7-Й КРИЗИС - Генеративность или стагнация (26-64 года).
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.
Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.
Психосоциальный кризис: продуктивность-застой.
Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
Сильная сторона - забота.
🎯8-Й КРИЗИС - Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.
Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.
Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.
Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние.
Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл?
Сильная сторона - Мудрость.
Как видите база идентичности закладывается в раннем детстве. И оказывает влияние на всю взрослую и зрелую жизнь.
Проработка кризисов, анализ и переосмысление своего прошлого опыта, кризисов, которые не были пройдены по позитивному пути, задача каждой личности, чтобы к зрелости и старости, можно было чувствовать свою целостность и мудрость. Смотреть на пройденный путь с удовлетворением.