Генеральная уборка в Арктике подходит к финальному этапу. Уникальная природная зона острова Кильдин больше напоминает кладбище ржавеющей техники, но уже в скором времени она превратится в настоящий заповедник. Как арктическую природу возвращают к первозданному состоянию? Подробности – в сюжете РЕН ТВ.
Покинутый остров
Восточная часть острова Кильдин похожа на кладбище советской техники. Здесь и военные машины, и те, что работали на местном аэродроме. Еще 30 лет назад ими пользовались. Здесь были военные базы, в трех поселках жили почти 15 тысяч человек. Каждое утро дети уходили в школу, взрослые на уазиках уезжали на работу. Брошенным все это оказалось в середине 90-х, когда военные части законсервировали, а люди покинули остров.
Груды металла – на всем острове. Сначала военные идут на разведку. Ищут места, где может быть ржавая техника. Чаще всего железные свалки около бывших военных частей и тренировочных полигонов. У одного из таких находят ящик ржавых гильз.
Найденное свозят на восточную часть острова – там удобный берег для погрузки металла на корабль.
"Здесь находятся тягачи, гусеничная техника, дизельные генераторы, различный металлолом, с аэродрома – здесь когда-то был аэродром – все свозится сюда", – рассказывает командир экологического взвода Кольской флотилии разнородных сил Северного флота Павел Смирнов.
Дальше металл грузят на десантные катера и вывозят в Мурманск на утилизацию.
"С 2017 года вывезли более трехсот тонн. Эта операция проводилась в 2018–2019 годах. На сегодняшний момент собрано более четырехсот тонн. В этом году все это будет вывезено на большую землю", – добавляет замкомандующего Кольской флотилии разнородных сил Андрей Величко.
Очистка Арктической зоны
В этом году Министерство обороны объединило усилия для очистки острова Кильдин с Русским географическим обществом.
"Объем загрязнения достаточно высокий. И поэтому был принят постепенный план очистки одного района Арктической зоны за другим. Почему нельзя всю Арктическую зону очистить одновременно? Потому что каждая зона загрязнена по-разному. Для каждого района нужен свой сценарий очистки", – пояснила директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества Наталия Белякова.
Раньше здесь водились песцы, выдры, моржи. С каждым годом среди свалок все меньше животных. Например, гаги вьют гнезда на земле среди ржавого железа, которое отравляет почву. Зато вдали от свалок на скалах гнездятся чайки. Это место называют птичьим базаром из-за постоянного крика пернатых.
"Мы считали рыбу эхолотом. Ну, всю ее, конечно, невозможно пересчитать. Мы прошли несколько путей вдоль и поперек. И считали, сколько рыб попало в зону эхолота. И теперь полученные цифры мы должны экстраполировать на площадь озера, на объем воды в ней", – добавил кандидат биологических наук, старший научный сотрудник СПбГУ Игорь Попов.
Последний маяк
Среди красот острова, что называется, режут глаз апокалиптические пейзажи, напоминающие о былой жизни. Полуразрушенные дома в трех поселках, столбы линии электропередачи. И маяки, работающие теперь без смотрителей, которые когда-то жили на острове.
Единственное, что функционирует на острове – этот маяк. "Кильдин восточный" для проходящих судов подает сигналы красным и зеленым светом. Питается от солнечных батарей. Точной даты появления маяка на острове нет. Хотя некоторые историки сходятся во мнении, что строительство завершили в 1909 году.
Местная достопримечательность – сундуки. Их еще называют чертовыми камнями – раньше о них в шторм разбивались проходящие корабли. Те, кто добрался до острова, считают своим долгом оставить о себе напоминание. Поэтому надписи на скалах здесь не редкость.
По подсчетам военных, для того чтобы очистить Кильдин полностью, потребуется еще как минимум пять лет. После этого в Русском географическом обществе предлагают присвоить острову статус особо охраняемой природной территории.
#кильдин #ссср