Найти в Дзене
Музей А.С. Пушкина

Великий меланхолик. Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)

11 июля 1844 года в Неаполе ушел из жизни поэт Евгений Баратынский. В память об одном из самых ярких литераторов XIX столетия публикуем главу из литературно-художественного альбома "Двенадцать друзей Пушкина", изданного ГМП в рамках выставочного проекта "Друзья Пушкина". В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует: Не властны мы в самих себе И, в молодые наши леты, Даем поспешные обеты, Смешные, может быть, всевидящей судьбе. Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов… Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга»
Неизвестный художник. Е. А. Баратынский. 1828. Холст, масло. Из собрания ГМП
Неизвестный художник. Е. А. Баратынский. 1828. Холст, масло. Из собрания ГМП

11 июля 1844 года в Неаполе ушел из жизни поэт Евгений Баратынский. В память об одном из самых ярких литераторов XIX столетия публикуем главу из литературно-художественного альбома "Двенадцать друзей Пушкина", изданного ГМП в рамках выставочного проекта "Друзья Пушкина".

-2

В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует:

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов…

Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга», «поэт пушкинской эпохи», «поэт второго эшелона»… Эти литературоведческие штампы и по сей день заслоняют истинный масштаб поэтической личности Баратынского, которого сам Пушкин ставил не просто вровень с собой, но зачастую и без малейшей ревности – выше себя…

Неизвестный художник. Евгений Абрамович и Сергей Абрамович Баратынские. Конец 1830-х. Бумага, карандаш свинцовый. Из собрания ГМП
Неизвестный художник. Евгений Абрамович и Сергей Абрамович Баратынские. Конец 1830-х. Бумага, карандаш свинцовый. Из собрания ГМП

***

Восход его жизни – ясный, незамутненный, наполненный таинственными шорохами тамбовских лесов и ослепительным солнечным светом над плодородными южными полями. Имение Мара, выстроенное отцом, генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Баратынским, – классический образец «дворянского гнезда», где звучит французская речь, а для Евгения наняли еще и итальянского «дядьку» Джьячинто Боргезе. Александра Федоровна, «смолянка» и фрейлина императрицы Марии Федоровны, – страстная мать, буквально врастающая в детей, корнями своими их об вивающая. В восемь лет Евгений уже учится в частном немецком пансионе в Петербурге, готовясь к поступлению в привилегированный Пажеский корпус, откуда одна прямая дорога – к чинам, орденам и наградам.

Но светлое будущее рухнуло, так и не наступив. Рухнуло глупо и обидно: в 1814-м Евгения оставляют на второй год за, мягко скажем, посредственные академические достижения, а в 1816-м и вовсе со скандалом исключают – за воровство! Вдохновленный шиллеровскими «Разбойниками», Евгений вступил в тайное школьное «Общество мстителей», которое вело «партизанскую войну» против учителей-поработителей. Поначалу дальше мелкого хулиганства не шло, но в один злосчастный день юный Баратынский вместе с товарищем то ли на спор, то ли из ухарского молодечества похитил у камергера Приклонского, отца своего однокашника (от него и ключ получил) золотую табакерку и пятьсот рублей, которые тут же были потрачены на большой шумный праздник. «Суд» был скор, приговор беспощаден: из корпуса исключить, на службу – ни гражданскую, ни военную – не принимать, если только в солдаты.

Два года провел он в «ссылке», в смоленском имении дяди – Богдана Андреевича Баратынского. К счастью, «не умер, не сошел с ума», а вот поэтом сделался: первые дошедшие до нас русские стихи Баратынского датируются 1817 годом. Что ни говори, а роль ссылки в истории развития отечественной литературы заслуживает отдельного серьезного осмысления…

Однако не станешь же до конца дней прятать голову в песок и жить в глуши анахоретом. Особенно если тебе всего девятнадцать! А потому одумавшийся молодой «сиделец» поступает рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. И тут ему наконец-то улыбнулась удача. Он знакомится с выпускником Лицея, бароном Антоном Дельвигом. Барон-поэт не только отправляет стихи Баратынского в журнал «Благонамеренный» (по своей привычке – втайне от автора), но и предлагает снимать на двоих крошечную квартирку. (Все-таки быть рядовым из знатного шляхетского рода куда комфортнее, чем просто рядовым: можно не жить в казарме и в свободное от службы время носить фрак.) Замечательный был год, о котором друзья оставили красноречивый мемуар:

Там, где Семеновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Баратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили не много,
В лавочку были должны, дома обедали редко,
Часто, когда покрывалось небо осеннею тучей,
Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких,
Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!),
Шли и твердили, шутя: «Какое в россиянах чувство!»

Рисунок А. С. Пушкина в рукописи статьи «<Баратынский>». 1830. Из собрания ГМП
Рисунок А. С. Пушкина в рукописи статьи «<Баратынский>». 1830. Из собрания ГМП

Ну а где Дельвиг, там, само собой, и Пушкин! «Пушкин, Дельвиг, Баратынский – русской музы близнецы, — вспоминал десятилетие спустя князь Петр Андреевич Вяземский. — Это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг». Со временем компания эта стала еще более многолюдной: среди друзей Баратынского – Жуковский, Гнедич, Кюхельбекер, Рылеев. Немногословный, не по годам сумрачный и тонко чувствующий поэт всех очаровывает.

В начале 1820-го он произведен в унтер-офицеры и переведен в Финляндию. Суровые северные пейзажи музе Баратынского к лицу. В этом «краю гранитном», где «своенравные громады», «синея всходят до небес», поэт создаст свои знаменитые поэмы «Эда» и «Пиры». Пушкин поджидает «Эду» в михайловском заточении со свойственным ему пылким нетерпением. «Что ж чухонка Баратынского? Я жду», – пишет он брату Льву в ноябре 1824-го. Вслед этому письму летит еще одно: «Торопи Дельвига, присылай мне чухонку Баратынского, не то прокляну тебя». И снова Льву: «Пришли же мне "Эду" Баратынскую. Ах он чухонец! Да если она милее моей Черкешенки, так я повешусь у двух сосен и с ним никогда знаться не буду». Долгожданный экземпляр поэмы прибыл в Михайловское лишь в феврале 1826-го. Восторгу Пушкина нет предела: «Что за прелесть эта "Эда"! Оригинальности рассказа наши критики не поймут. Но какое разнообразие! Гусар, Эда и сам поэт, всякий говорит по-своему. А описания лифляндской природы! а утро после первой ночи! а сцена с отцом! – чудо!»

Так искренне восхищаться друг другом способны только большие художники, знающие цену безупречной строке – и своей, и чужой. Баратынский, по словам Пушкина, «наш первый элегический поэт», «он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Или вот еще: «Никто более Баратынского не имеет чувства в своих мыслях и вкуса в своих чувствах». Пушкин был настолько влюблен в поэзию друга, что, как пишет П. В. Анненков, «почти нельзя было сделать при нем ни малейшего замечания о стихах Баратынского».

Баратынский, в свою очередь, в восторге от «Бориса Годунова», от «Полтавы», умирает от смеха («ржет и бьется»), читая «Повести Белкина». С «Онегиным» сложнее. Поначалу он называет роман «рисовкой Рафаэля», «живой и непринужденной кистью живописца из живописцев», но после критикует. Хотя, по мнению некоторых литературоведов, его собственная поэма «Бал», опубликованная под одной обложкой с пушкинским «Графом Нулиным», испытала на себе сильнейшее влияние «Онегина».

Наложница. Сочинение Е. Баратынского. Москва, 1831. Из собрания ГМП
Наложница. Сочинение Е. Баратынского. Москва, 1831. Из собрания ГМП

***

В январе 1826-го Баратынский, до того произведенный в прапорщики, наконец-то выходит в отставку. И, едва вернувшись на «большую землю», женится в Москве на Анастасии Львовне Энгельгардт, родственнице Дениса Давыдова. Остались в прошлом страсти «юности мятежной» (среди них – пылкое чувство к «Медной Венере» Аграфене Закревской, адресату самой жгучей его любовной лирики). Отныне он – примерный семьянин, со временем – отец девятерых детей, некоторое время – коллежский регистратор в Межевой канцелярии, помещик в подмосковном имении Мураново, доставшемся ему в приданое за Анастасией Львовной. Меланхолия его между тем становится с годами все глубже, все темнее. В свет они с женой практически не выезжают, ведут жизнь тихую, затворническую: «встают в семь часов утра во всякое время года, обедают в полдень, отходят ко сну в девять часов вечера и никогда не выступают из этой рамки».

В январе 1831-го Баратынский мучительно переживает смерть Дельвига: «…потеря Дельвига нам показала, что такое невозвратно прошедшее, что такое опустелый мир, про который мы говорили, не зная полного значения наших выражений». (Игра случая или знак судьбы: вдова Дельвига, Софья Михайловна, через полгода после смерти барона выйдет замуж за младшего брата Баратынского, Сергея Абрамовича.) В 1837-м погибает Пушкин: «Не могу выразить, что я чувствую; знаю только, что я потрясен глубоко и со слезами, ропотом, недоумением беспрестанно себя спрашиваю: зачем это так, а не иначе?»

Уже после ухода друзей Баратынский издаст «Сумерки»: свой последний поэтический сборник и первую «книгу стихов» в русской литературе – композиционно выстроенный авторский цикл, где одно произведение словно бы вытекает из другого, дополняя его и мысленно продолжая. По такому принципу будут строить свои книги поэты XX века. До Баратынского так не поступал никогда и никто. Современная критика приняла «Сумерки» холодно, а «неистовый» Виссарион Белинский и вовсе разнес в пух и прах. По-видимому, «для всем чужого и никому не близкого» Баратынского это стало последней каплей. В июле 1844 года во время путешествия по Европе он скоропостижно скончался в Неаполе. Кипарисовый гроб с его телом был доставлен в Россию и похоронен в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга лишь через год – в августе 1845-го.

Б. Ф. Рыбченков. Дом поэта Е. А. Баратынского в Москве. 1971. Бумага, фетровый карандаш. Из собрания ГМП
Б. Ф. Рыбченков. Дом поэта Е. А. Баратынского в Москве. 1971. Бумага, фетровый карандаш. Из собрания ГМП

***

Так откуда же все-таки это уничижительное «второстепенный»? Эта «непрочитанность», что тянется уже почти два века? На этот вопрос, как водится, лучше всех ответил Пушкин: «...беспечность о судьбе своих произведений, сие неизменное равнодушие к успеху и похвалам… очень замечательны. Никогда не старался он малодушно угождать… он шел своею дорогой один и независим».

Певец Пиров и грусти томной,
Когда б еще ты был со мной,
Я стал бы просьбою нескромной
Тебя тревожить, милый мой:
Чтоб на волшебные напевы
Переложил ты страстной девы
Иноплеменные слова.
Где ты? приди: свои права
Передаю тебе с поклоном...
Но посреди печальных скал,
Отвыкнув сердцем от похвал,
Один, под финским небосклоном,
Он бродит, и душа его
Не слышит горя моего.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Пресс «Люцернский лев». Германия. 1830-е. Слоновая кость, резьба Принадлежал Е. А. Баратынскому. Из собрания ГМП
Пресс «Люцернский лев». Германия. 1830-е. Слоновая кость, резьба Принадлежал Е. А. Баратынскому. Из собрания ГМП

Выставка "Друзья Пушкина" открыта в Московском Доме Поэта на Пречистенке, 12/2 до начала сентября. Приобрести литературно-художественный альбом "Двенадцать друзей Пушкина" можно в книжном магазине музея.

Автор: Анна Хрусталева

#пушкин #музей #баратынский #литература #поэзия