Недобросовестность в продаже финансовых продуктов и услуг часто применяют предприниматели и организации с целью заработать на невнимательности и юридической неподготовленности граждан. Часто ли мы полностью читаем договоры перед подписанием? А ведь малейшее упущение может превратить потребителя в жертву мисселинга.
Мисселинг - практика продаж, при которой продукт или услуга преднамеренно или по неосторожности представляются в ложном свете, а покупатель при этом вводится в заблуждение.
Как понять, что вас пытаются сделать жертвой недобросовестной продажи финансовых продуктов и услуг?
Сотрудник компании может применить:
- преднамеренное упущение ключевой информации (например, за якобы выгодными кредитными условиями и низкими процентами в первое время скрывается увеличение процента по оплате в геометрической прогрессии);
- предоставление вводящих в заблуждение советов (например, вам предлагают оформить дорогостоящую страховку, чтобы снизить цену продукта или ставку кредитования; на деле – оплата такого страхования становится в несколько раз менее выгодной для потребителя);
- продажу неподходящего продукта на основе выраженных потребителем потребностей и предпочтений (например, вам предложили взять более долгосрочный или большой кредит, объясняя данное решение выгодностью процентной ставки; потребитель, не сведущий в подсчете сложных процентов и в атмосфере спешки, может только поверить на слово сотруднику компании).
Как защититься от мисселинга и где с ним можно столкнуться?
Стать жертвой недобросовестной продажи финансовых продуктов и услуг можно в различных организациях: банках, паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах, страховых и брокерских компаниях.
Чтобы не столкнуться с обманом:
1) Внимательно прочтите договор перед подписанием. Если вы чувствуете, что подвергаетесь манипуляциям сотрудника, а вокруг вас создана атмосфера спешки или напряжения – заберите договор домой, чтобы изучить его в спокойной обстановке, или сразу откажитесь от сотрудничества с данной компанией;
2) Не стесняйтесь задавать вопросы и прояснять неочевидные моменты. Помните – решается вопрос вашего благосостояния; здесь нет места стеснению.
3) Сверяйте организации. На договоре должна быть указана организация, с которой вы ведете диалог.
4) Если вы не уверены в честности компании, откажитесь от сотрудничества с ней, либо запросите подтверждающие документы, например, регистрацию, и зафиксируйте их номер.
5) Проверьте, зафиксированы ли в договоре обещания и гарантии, которые вам озвучивает сотрудник. В случае, если в договоре ничего не гарантируется, слова не имеют никакого веса.
Что делать, если мне недобросовестно продали финансовый продукт или услугу?
Чаще всего, финансовую услугу можно отозвать в течение 14 дней и, таким образом, вернуть за неё деньги. Для этого нужно написать заявление в компанию-продавец. Однако, если речь идёт о страховке, вы сможете вернуть страховую премию только за оставшийся период, поэтому принимать такие решения стоит как можно скорее.
В случае, если вы получили отказ и он кажется вам неправомерным, можно обратиться к юристу или самостоятельно отправить жалобу на финансовую организацию в Центральный банк Российской Федерации или обратиться к финансовому омбудсмену. Инструкцию по оформлению обращения можно найти на сайте mos.ru.