Найти тему
Дмитрий Топко

«Школа мужества»( из истории Луганского (Ворошиловградского) высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса )

Оглавление

Автор - Александр Буханов

Луганская земля много раз была ареной сражений в годы Великой отечественной войны, множество подвигов совершили люди, чьи судьбы были сплетены с Луганщиной. В историю Родины луганчане вписали немало героических страниц.

Кто же такой герой? Герой - человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Герой – человек, совершивший выдающиеся по своему общественному значению действия, отвечающие интересам народных масс и требующие от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Герой Советского Союза — почётное звание, высшая степень отличия за личные и коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.

Будучи кадетом Луганского казачьего кадетского корпуса меня заинтересовала история одного из учебных заведений, а именно Луганского высшего военного авиационного училища штурманов. Оказалось, что ЛВВАУШ — военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку лётного состава и офицеров боевого управления авиационных частей Вооруженных Сил СССР. Среди выпускников этого военного учреждения немало ребят, проявивших себя в сражениях Великой Отечественной войны и в последствие, получивших звания Героев Советского союза. Изучая информацию в книгах по истории города, об известных деятелях и личностях, чьи судьбы были связанны с Луганском, к своему удивлению я понял, что очень мало знаю об этом учебном учреждении и его выдающихся выпускниках. Именно о таких примерах я решил рассказать в своей работе.

1. История Луганского (Ворошиловградского) высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса»

Датой основания Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса (в 1966-1970, 1990-1997 гг. — Луганского) считается 9 сентября 1966 года. Именно тогда было принято решение о создании в СССР второго училища по подготовке штурманов ВВС, поскольку единственное — ЧВВАКУШ — находилось в Челябинске.

ВВВАУШ создали на базе Луганского военного авиационного училища лётчиков, основанного 16 октября 1930 года. Тогда оно именовалось 11 школой военных пилотов, позднее неоднократно переименовывалось:

Годы

Наименование

Примечание

16.10.1930 — 1938

11 школа военных пилотов

С 16.01.1934 г. — имени Пролетариата Донбасса

1938 — 04.02.1941

Ворошиловградская военная авиационная школа

05.02.1941 — 1947

Ворошиловградская военная авиационная школа пилотов

Приказ НКО № 049 от 05.02.1941 г. «О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты»

1947-1953

Ворошиловградская военная авиационная школа лётчиков

1953-1958

Ворошиловградское военное авиационное училище лётчиков

1958-1960

Луганское военное авиационное училище лётчиков

1960-1964

Центр подготовки вертолётчиков

Вертолёты Ми-4, Ми-6, перебазирован в дальнейшем в Воронеж — на аэродром Балтимор

1964-1966

Учебный авиационный полк Харьковского ВВАУЛ

Самолёты Л-29

09.09.1966 — 1970

Луганское высшее военное авиационное училище штурманов

1970-1990

Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов

1990 — 16.07.1997

Луганское высшее военное авиационное училище штурманов

Первый выпуск 130 лётчиков был произведен в Луганске осенью 1931 года. В 1932-1933 годах азы лётного мастерства здесь приобретал Николай Гастелло, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания «Герой Советского Союза» (посмертно). На территории бывшего военного городка впоследствии установили памятник легендарному советскому лётчику.

16 января 1934 года 11 школе военных пилотов присвоили имя Пролетариата Донбасса. Это имя училище носило до распада СССР. В сентябре 1941 года ВВАШП была эвакуирована в г. Уральск (Казахстан), а в апреле 1944 года (по другим данным, в апреле 1946 года) снова действовала в Луганске. На её базе с 1940 по 1966 годы также действовала Ворошиловградская военная школа авиационных механиков, в которой готовили младших авиационных специалистов.

В годы Великой Отечественной войны в ВВАШП были подготовлены 2856 пилотов, срок обучения которых составлял 6-9 месяцев с налётом 35-55 часов.

-2

За героизм и мужество, проявленные в боях в Испании, на озере Хасан, реке Халхин-Гол, советско-финской и Великой Отечественной войнах, 247 выпускников Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов имени Пролетариата Донбасса были удостоены звания «Герой Советского Союза», 10 из них — дважды:

· маршал авиации Ефимов Александр Николаевич — выпускник ВВАШП 1942 года;

· генерал-полковник авиации Хрюкин Тимофей Тимофеевич — выпускник 11 ШВП 1933 года;

· генерал-лейтенант авиации Береговой Георгий Тимофеевич — выпускник ВВАШП 1941 года;

· генерал-лейтенант авиации Молодчий Александр Игнатьевич;

· генерал-лейтенант авиации Недбайло Анатолий Константинович — выпускник ВВАШП 1943 года (звание генерал-лейтенант авиации присвоено Указом Президента Украины в 2004 г.);

· полковник Зайцев Василий Александрович — выпускник 11 ШВП 1933 года;

· полковник Михайличенко Иван Харлампиевич — выпускник ВВАШП 1943 года;

· полковник Мыхлик Василий Ильич;

· майор Степанищев Михаил Тихонович — выпускник 11 ШВП 1938 года;

· капитан Семейко Александр Николаевич — выпускник ВВАШП 1942 года.

А дважды Герой Советского Союза Воробьёв Иван Алексеевич в 1954-1958 гг. был заместителем командира, командиром учебного авиационного полка ВВАУЛ, в 1966-1973 гг. — начальником штаба, заместителем начальника ВВВАУШ. Кроме того, в 1954-1960 гг. начальником отдела учебно-лётной подготовки училища был Герой Советского Союза Карпеев Михаил Поликарпович, а в 1956-1959 гг. в военном городке проживала Герой Советского Союза Щербаченко Мария Захаровна — жена офицера училища.

-3

Есть среди ворошиловградских лётчиков и Герои Социалистического Труда, удостоенные этого звания в послевоенные годы. А выпускник ВВАШ 1939 года генерал-майор авиации Шварёв Александр Ефимович был удостоен звания «Герой Российской Федерации».

В Луганске установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Александра Игнатьевича Молодчего. В 1942 году Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов окончил будущий маршал авиации Александр Николаевич Ефимов — дважды Герой Советского Союза, Главнокомандующий ВВС СССР в 1984-1990 годах. Отсюда свой путь в космос начали лётчики-космонавты СССР Владимир Ляхов — уроженец Антрацита, Георгий Береговой и Георгий Шонин — уроженцы города Ровеньки.

Училище обучало курсантов по трём профилям, два из которых лётные — военно-транспортная авиация и противолодочная авиация (ранее морская ракетоносная авиация). На третьем профиле обучались будущие офицеры боевого управления авиацией, многие из которых в дальнейшем прошли Афганистан и другие локальные конфликты.

-4

В 1966-1973 годах, по воспоминаниям выпускника 3 роты ВВВАУШ 1972 года Александра Васильевича Колосова, на основном аэродроме училища с ВПП длиной 2150 метров и шириной 50 метров базировались два учебных авиационных полка:

· Ту-124Ш1 под командованием полковника Мосина, на которых летали курсанты-штурманы на 2 курсе;

· Ан-12Б, Ан-12БК под командованием полковника Тюфякова, на которых летали курсанты-штурманы профиля ВТА на 3 и 4 курсах (позднее их полёты осуществлялись в Жданове).

Курсанты-штурманы профиля МРА лётную стажировку проходили в Миргороде на Ту-16, профиля ПЛА — в Бердянске на Бе-12.

-5

Курсанты профилей ВТА и ПЛА все 4 года обучались в Ворошиловграде и в 1980 годах осуществляли полёты на базе 46 УАП: курсанты-штурманы ВТА — на самолётах Ан-26Ш, курсанты-штурманы ПЛА — на Ту-134Ш (до 1985 года). В 1985 году Ту-134Ш были переданы в Челябинское ВВАКУШ, вместо них ВВВАУШ получило Ан-26Ш.

Лётная практика в училище начиналась на втором курсе, маршруты и эшелоны полётов для профилей ВТА и ПЛА отличались. Так, у Ан-26Ш время в полёте для курсантов-штурманов составляло обычно 2 часа 40 минут, 10 минут из которых занимал заход на посадку по большой коробочке. В день, как правило, каждая лётная группа осуществляла два вылета. Полёты выполнялись в разное время суток — и днём, и ночью.

-6

В 1970-1980 годах на базе училища действовала Школа юных космонавтов имени Германа Титова, в которой в воскресные дни обучались школьники. Многие из них в дальнейшем поступили в ВВВАУШ. Такая же школа с начала 1980 годов функционировала в пгт. Багерово.

Герои Российской Федерации — выпускники ВВВАУШ

Четыре выпускника ВВВАУШ были удостоены звания «Герой Российской Федерации», трое из них — посмертно:

1. Гречаник Владимир Павлович — выпускник профиля ОБУ 1982 года, за участие в боевых действиях в составе ОКСВА награждён орденом Красной Звезды, старший офицер командного пункта авиации Северо-Кавказского военного округа, майор, погиб в бою при выполнении специального задания на территории Республики Дагестан 08.09.1999 года, закрыв своим телом при минометном обстреле командира батальона 119 гвардейского парашютно-десантного полка 106 Тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии майора Юрия Цветова, похоронен в Луганске, звания «Герой Российской Федерации» удостоен посмертно (Указ Президента РФ № 1435 от 25.10.1999 г.).

2. Кирьянов Александр Владимирович — выпускник профиля ОБУ 1987 года, авиационный наводчик (произвёл 38 наведений на цели, в боях лично уничтожил 10 террористов), капитан, погиб в Грозном 31.12.1994 года, закрыв собой командира 81 мотострелкового полка полковника Алексея Ярославцева при обстреле БМП из гранатомета, звания «Герой Российской Федерации» удостоен посмертно.

3. Письменный Владимир Леонидович — выпускник 13 роты профиля ПЛА 1986 года, Заслуженные военные штурманы РФзаслуженный военный штурман РФ, военный штурман-снайпер, впервые в истории авиации совершивший перелёт и посадку на Южный полюс на вертолёте Ми-8 вместе с однокурсником Зориным Павлом Фёдоровичем.

4. Ярошенко Александр Сергеевич — выпускник профиля ОБУ 1984 года, начальник группы боевого управления командного пункта авиации Северо-Кавказского военного округа, майор, погиб в бою 13.09.1999 года, ценой своей жизни обеспечив прорыв из окружения подразделения специального назначения ВВ МВД РФ, похоронен в Луганске на Острой могиле, звание «Герой Российской Федерации» присвоено посмертно.

2. Выпускники ЛВВАУШ – Герои Советского союза

2.1. Александр Николаевич Ефимов

-7

Александр Николаевич Ефимов военную карьеру начал в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (Советской Армии) с мая 1941 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году оканчивает Луганскую военную авиационную школу лётчиков и с августа этого же года в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка продолжает свой военный путь на фронте на фронте.

К июлю 1944 года — командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов.

26 октября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Ефимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4845).

Всего за годы войны Ефимов совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолётов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских лётчиков всех родов авиации) и 8 самолётов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

18 августа 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях, капитан Ефимов Александр Николаевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 73/2),

В мирное время А. Н. Ефимов занимал высокие командные должности в ВВС. С декабря 1984 года — исполняющий обязанности, а с февраля 1985 по июль 1990 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР.

29 апреля 1975 года Ефимову было присвоено звание «Маршал авиации». Он является заслуженным военным летчиком СССР (1970), доктором военных наук, профессором, академиком Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреатом Государственной премии СССР (1984).

2.2. Георгий Тимофеевич Береговой

-8

Гео́ргий Тимофе́евич Берегово́й (15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния, Украинская ССР30 июня 1995, Москва, Россия) — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР № 12. Лауреат Государственной премии СССР (1981).

В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

Приказом ВС Калининского фронта №: 300 от: 26.08.1942 года командир звена 451-го шап 264-й шад старший сержант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 15 боевых вылетов на штурмовку и уничтожение большого количества войск и танков противника.

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов.

Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 104/н от: 28.09.1943 заместитель комэска 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Красного Знамени за 18 успешных боевых вылетов на штурмовку войк противника.

Приказом ВС 2-й воздушной армии №: 124/н от: 20.10.1943 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии лейтенант Береговой награжден орденом Александра Невского за выполнение 21 боевого вылета с нанесением боевых потерь противнику и подготовку своих летчиков, которые выполнили позднее 130 боевых вылетов.

Приказом ВС 1-го Украинского фронта №: 60/н от: 11.04.1944 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии старший лейтенант Береговой награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени (был представлен к ордену Кутузова 3-й степени) за разумную инициативу, смелость, командование эскадрильей и выполнение 28 успешных боевых вылетов.

-9

За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, и за 106 боевых вылетов, указом Президиума ВС СССР от 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

Приказом ВС 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта №: 3/н от: 14.01.1945 года комэск 90-го гвардейского шап гвардии капитан Береговой награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за успешное выполнение 30 боевых вылетов и умелое руководство летным составом по радио.

-10

В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз». 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле «Союз-3». В полете была предпринята попытка (неудачная) стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За осуществление космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

2.3. Тимофе́й Тимофе́евич Хрю́кин

-11

Тимофе́й Тимофе́евич Хрю́кин ( 21 июня 1910, Ейск19июля 1953, Москва ) — советский военачальник, лётчик, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза (1939, 1945).

В 1932 году по партийному набору был принят в Луганскую авиационную школу, которую окончил в 1933 году.

Служил в частях бомбардировочной авиации: с 1933 года — младший лётчик 5-й легкобомбардировочной эскадрильи, с 1935 — младший лётчик 10-й скоростной бомбардировочной эскадрильи. В 1936 году добровольцем записался в число военнослужащих СССР, направленных в Испанию для участия в гражданской войне. Воевал в Испании с августа 1936 по март 1937 года. За героизм в боях награждён орденом Красного Знамени.

По возвращении, с апреля 1937 года — командир звена в 10-й скоростной бомбардировочной эскадрилье, с августа 1937 — командир отряда в 14-й скоростной бомбардировочной эскадрилье, с января 1938 — командир 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи.

В августе 1938 года во время Японо-китайской войны (1937—1945) был направлен в Китай. Командовал эскадрильей бомбардировщиков СБ, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване (по другим данным, указанным налётом командовал полковник Ф. П. Полынин). Все бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь.

Однажды Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым барражировали на большой высоте над руслом Янцзы. В тот период наша авиация имела над Янцзы полное господство в воздухе, и на реке не было видно ни одного корабля, а мелкие суденышки, заметив летящий бомбардировщик, торопливо прижимались к берегу. И вдруг Хрюкин и Селиванов одновременно увидели в глухой бухте, затянутой маскировочными сетями, авианосец «Ямато-мару». Ветер дул с берега, и пелена тумана, закрывавшая судно, медленно отступала в море. Не теряя ни секунды, СБ пошёл в атаку.

Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени. Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Летчики не видели его последних мгновений.

В разведку с аэродрома послали два истребителя. Летчики вернулись и доложили - авиаматка перевернулась вверх днищем и затонула.
22 февраля 1939 года за потопление японского авианесущего корабля Тимофей Тимофеевич Хрюкин и его штурман Иван Павлович Селиванов получили звания Героев Советского Союза.

Газета «Комсомольская правда» 6 июля 1939 г. (№ 1534336), посвятила всю третью полосу героической борьбе китайского народа и рассказу китайского летчика майора Ху-Тин-Тоу «Гибель японского авианосца», но мало кто знал, что под этим псевдонимом скрывался Тимофей Тимофеевич Хрюкин.

В 1939 году Т. Т. Хрюкин окончил курсы усовершенствования высшего командного состава при Академии Генерального штаба РККА. С февраля 1939 — командир 10-й скоростной бомбардировочной бригады. В ноябре 1939 года назначен начальником отдела бомбардировочной авиации в лётно-технической инспекции Управления ВВС РККА. Во время советско-финской войны 1939—1940 годов был откомандирован на фронт и командовал ВВС 14-й армии.

С мая 1940 — заместитель генерал-инспектора ВВС РККА. 17 июня 1941 года назначен командующим ВВС 12-й армии Киевского военного округа. Прибыл в штаб армии вечером 21 июня.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня в должности командующего ВВС 12-й армии Юго-Западного фронта. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т. д.

В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта (в том числе при попытке его прорыва в ходе Миусской операции), в Крыму. По инициативе генерала Хрюкина под Сталинградом был создан полк «асов» — 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором были собраны лучшие лётчики-истребители из других полков. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).

Во время Сталинградской битвы, когда авиация фронта ещё не сформировалась, и Красная Армия несла большие потери из-за новых самолётов противника, А. С. Чуянов отмечал периодическую несправедливость со стороны командующего А. И. Ерёменко по отношению к Т. Т. Хрюкину.

В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.

В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного во время оккупации Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

На Параде Победы 24 июня 1945 года генеральский мундир Хрюкина украшали две Золотые Звезды Героя Советского Союза, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й степени, ордена Богдана Хмельницкого 1-й степени, Красной Звезды, французский орден Почётного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось 35 лет.

30 июля 1946-го генерал-полковника Т.Т. Хрюкина назначили заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. Потом служил Родине на генеральских должностях в Бакинском округе ПВО, а в 1949-м стал слушателем Академии Генерального штаба. В сентябре 1950-го он вновь заместитель Главкома ВВС – по учебным заведениям.

Тимофей Хрюкин рано ушёл из жизни. Виной всему трагический случай на дороге. Возвращаясь с учений, он заметил, как на шоссе из-за автобуса вышла группа женщин. Шофёр растерялся, но реакция боевого лётчика Хрюкина оказалась мгновенной – он выхватил руль и направил машину в кювет. Женщины не пострадали, но генерал получил тяжёлые травмы.

Тимофей Хрюкин оставил о себе добрую память. В Каневском районе его имя носит средняя школа № 13 в станице Привольной, там же установлен бюст и организован музей.

2.4. Васи́лий Алекса́ндрович За́йцев

-12

Васи́лий Алекса́ндрович За́йцев (28 декабря 1910 10 января 1911, д. Семибратское, Коломенского уезда Московской губернии19 мая 1961 года, Коломна, Московская область) — лётчик-ас, Гвардии полковник, дважды Герой Советского Союза.

В Советской Армии с 1932 года. Окончил Луганскую военно-авиационную школу пилотов в 1933 году и курсы усовершенствования командиров звеньев в Борисоглебске в 1936 году.

Во время Великой Отечественной войны командовал авиаэскадрильей, был штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка, в 1942 — 1944 г. г. командиром самого результативного по количеству сбитых самолётов противника 5-го гвардейского истребительного авиаполка 207-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии, а в 1944 — 1945 г. г. заместитель командира 11-й гвардейской авиадивизии 3-го смешанного авиационного корпуса17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. Воевал на Западном, Калининском, Донском, Юго-Западном, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах. Это был лётчик - ас с большой буквы, мастер ведения боя на коротких дистанциях, чему учил своих подчинённых. Полк под его командованием имел самое большое количество лётчиков, получивших звание Героя Советского Союза. В его полку родилась "поющая эскадрилья", которая явилась прототипом в фильме Леонида Быкова "В бой идут одни старики". За весь период Великой Отечественной войны ни разу не был подбит.

За 115 успешных боевых вылетов и участие в 16 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии за 299 боевых вылетов, в которых уничтожил 22 самолёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда». Всего совершил 427 боевых вылетов, в 163 воздушных боях сбил 34 самолёта противника лично, 19 в групповом бою.

2.5. Алекса́ндр Игна́тьевич Моло́дчий

-13

Алекса́ндр Игна́тьевич Моло́дчий ( 27 июня 1920 года, Луганск, УССР9 июня2002 года, Винница, похоронен в Чернигове Украина) — советский военный деятель. Дважды Герой Советского Союза(22.10.1941, 31.12.1942). За годы Великой Отечественной войны ещё дважды представлялся командованием полка и дивизии к этой высокой награде (3 ноября 1943 года «за освобождение Киева» и 13 мая 1944 года «за освобождение Украины»).

Один из наиболее результативных лётчиков АДД, совершивший 311 боевых вылетов (в том числе 287 ночных) и первый прижизненный[1] дважды Герой Советского Союза эпохи Великой Отечественной войны. Участвовал во многих бомбардировках крупных военных объектов врага. При выполнении боевых заданий налетал в общей сложности 600 тысяч километров. Около 190 тысяч километров пролетел над территорией врага, сбросил на различные военные и промышленные объекты свыше 200 тонн бомб.

С 1938 года — курсант 11-й военной школы пилотов ВВС имени Пролетариата Донбасса, город Луганск. Выпустился младшим лейтенантом.

С января по август 1939 года — слушатель луганской школы пилотов. Освоил скоростной бомбардировщик «СБ».

С сентября 1939 года по август 1940 года — младший лётчик 51-го дальнебомбардировочного авиаполка (Курск).

С сентября 1940 года — старший лётчик 100-го дальнебомбардировочного авиаполка (Орёл).

С 1941 года — командир звена 100-го ДБАП в городе Орле и заместитель командира эскдарильи 420-го авиаполка особого назначения (ВоронежМонино).

В августе 1941 годабомбил Берлин.

-14

22 октября 1941 года — указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза, а в декабре приказом Народного комиссара обороны СССР — воинское звание старшего лейтенанта.

С января 1942 года — заместитель командира эскадрильи 748-го (бывшего 420-го) авиаполка АДД аэродром Монино.

31 декабря 1942 года — указом Президиума Верховного Совета СССР награждён второй медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза.

С марта 1942 года — капитан, а с 25 декабря 1942 года — майор.

С мая 1943 года — командир авиаэскадрильи 2-го гвардейского ДБАП.

14 мая 1944 года был представлен к награждению третьей медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза, но был награждён орденом Ленина.

С июня 1944 года по март 1945 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 1-й гвардейской авиационной Орловской дивизии дальнего действия.

С декабря 1944 года — подполковник.

С марта 1945 года — инспектор-лётчик по технике пилотирования 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Краснознамённого Смоленского корпуса 18-й воздушной армии.

2.6. Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло

-15

Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло (23 апреля (6 мая) 1907, Москва, Российская Империя26 июня 1941, Молодечненский район Вилейской области, Белорусская ССР, СССР) — советский военный лётчик, участник трёх войн, в момент гибели занимал должность командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА в звании капитана. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.

Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).

Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.

В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941).

Командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил пикирующий бомбардировщик «Люфтваффе» типа «Юнкерс-88».

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух дальних бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления германской техники самолёт Гастелло был подбит и загорелся. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

-16

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро[9]:

25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Члены экипажа Гастелло — А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый — остались «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

-17

2.7. Сергей Петрович Даньщин

-18

Даньщин Сергей Петрович - командир звена 2-го гвардейского авиационного полка 3-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), гвардии капитан. Родился 2 июля 1911 года в селе Полдневая ныне администрации города Полевского Свердловской области в семье железнодорожника. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 7 классов, в 1930 году - Пермскую судомеханическую школу ученичества водного транспорта, работал слесарем на заводе. В Красной Армии в 1930-31 годах, 1933-35 годах и с 1941 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков и Ворошиловградскую военную школу пилотов. Работал в отряде Гражданского Воздушного Флота командиром корабля на воздушной магистрали «Москва – Иркутск». После начала Великой Отечественной войны, в действующей армии с августа 1941 года. Воевал в авиации дальнего действия. Принимал непосредственное участие в разгроме группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом (с 1961 года – Волгоград, с 1965 года – город-герой), нанесении бомбовых ударов по военным объектам противника в Будапеште, Бухаресте, Берлине. Командир звена 2-го гвардейского авиационного полка (3-я авиационная дивизия, АДД) гвардии капитан Сергей Даньщин к 1 февраля 1943 года совершил сто тридцать девять успешных боевых вылетов, из них сто двадцать девять ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений живой силы и техники. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Даньщину Сергею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 826). Но не суждено было отважному лётчику встретить День Победы над фашистской Германией... 11 сентября 1943 года самолёт, пилотируемый Героем Советского Союза Даньщиным С.П., не вернулся с боевого задания. Ко дню своего последнего полёта С.П. Даньщин совершил двести один успешный боевой вылет, из них сто девяносто шесть ночных. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Именем Героя было названо судно Министерства речного флота РСФСР (Камское речное пароходство). У входа на завод «Коммунар» в административном центре Пермского края - городе Перми, в память о Сергее Даньщине, установлена мемориальная доска.

2.8. Лазарь Сергеевич Чапчахов

-19

Лазарь Чапчахов родился 6 марта 1911 года в селе Большие Салы, ныне Мясниковского района Ростовской области, в семье крестьянина. Два года учился в сельской школе, а затем переехал с родителями в город Ростов-на-Дону, где продолжил учёбу в школе № 13. Окончив 9 классов, он поступил на завод "Россельмаш", работал землекопом, молотобойцем, электромонтёром. Подобно многим юношам он мечтал стать лётчиком. В свободное время, после уроков, посещал Ростовский авиаклуб. Энергичного, трудолюбивого парня заметили и перевели на работу в Сталинский райком комсомола. В 1933 году 23-летний Чапчахов вступил в партию и работал инструктором райкома партии. Но мечта стать лётчиком не покидала его. И, наконец, его просьбу удовлетворили и направили в Ворошиловградскую ( Луганскую ) лётную школу. С тех пор вся жизнь Чапчахова была связана с советской авиацией

В 1933 году был призван в ряды Красной Армии, через несколько лет уже был лейтенантом авиации. Получил высшее образование. Будучи выпускником комиссарских курсов Харьковского авиаучилища участвовал в Советско - Финляндской войне и был удостоен ордена Красного Знамени.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Первый бой принял в небе столицы Эстонии. Воевал на Северо - Западном фронте, защищал небо Львова, Тернополя, Житомира, Ростова. В бою показывал примеры мужества и бесстрашия. Его искренне любили воздушные бойцы, верили в него. За личное мужество и командирские способности был назначен командиром полка.

До середины сентября 1941 года военный коммисар эскадрильи 38-го отдельного истребительного авиационного полка ( Северо - Западный Фронт ) и батальонный комиссар, Лазарь Чапчахов летал на самолёте И-153 ( "Чайка" ). Совершил 139 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника и 3 в составе группы. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награждён орденом Ленина.

13 февраля 1942 года, прикрывая в районе Сычёво свои войска, звено во главе с Чапчаховым встретило 15 "Юнкерсов-87", пытавшихся бомбить наш передний край. Смело атаковав врага, отважная тройка сбила 2 самолёта. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и ушли на запад.

16 февраля 1942 года Чапчахов дважды водил шестёрку "ЛаГГов" на прикрытие наших наземных войск в район Дедова Гора - Сычёво. Оба раза встретили большие группы самолётов противника. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики вступали в бой и сбили 3 пикировщика Ju-87. В первом вылете на личный счёт комиссара были записаны 2 "Юнкерса", во втором - ещё один. 1 апреля 1942 года четвёрка ЛаГГ-3, ведомая Чапчаховым, после успешного боя возвращалась на свой аэродром. Вдруг лётчики заметили группу бомбардировщиков, которые шли к переднему краю советских войск. Комиссар решил атаковать. Он первым устремился на ведущего и прошил его длинной очередью. "Юнкерс" рухнул на землю. Лётчики звена в этом бою сбили ещё 4 вражеские машины. Буквально через несколько минут на пути отважной четвёрки появилась группа Ме-109. 24 истребителя противника, уверенные в лёгкой победе, разворачивались для атаки. Советские истребители приняли бой и увеличили свой боевой счёт ещё тремя сбитыми самолётами.

5 апреля 1942 года Чапчахов возглавил 416-й истребительный авиационный полк, а через неделю, 13 апреля, погиб.

В тот день четвёрка советских истребителей во главе с Л. С. Чапчаховым встретила в воздухе 40 немецких бомбардировщиков. Они шли бомбить передний край нашей обороны. На земле шёл жестокий бой. Чапчахов дал сигнал товарищам и повёл их в атаку. Строй "Юнкерсов" был нарушен, они стали сбрасывать бомбы куда попало. На помощь бомбардировщикам подоспели 18 истребителей Ме-109. Чапчахов и его друзья завязали не- виданный по своей дерзости бой с 58 немецкими самолётами, не дали им нанести удар по наземным частям. Четвёрка советских лётчиков сорвала вражеский план. Однако это была последняя воздушная схватка Лазаря Сергеевича с врагом. Он погиб не в бою, а на своём аэродроме Крестцы, при попытке предотвратить аварию самолёта неудачно севшего молодого лётчика.

К тому времени батальонный комиссар Л. С. Чапчахов совершил 268 боевых вылетов. Проведя 59 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов и 19 в группе с товарищами. Кроме того, в группе с товарищами уничтожил один аэростат - корректировщик. Эскадрилья, где он был комиссаром, сделала 1800 боевых вылетов и сбила свыше 60 машин врага. А его авиаполк - 416-й ИАП - прошёл славный путь от Сталинграда до Будапешта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм батальонному комиссару Чапчахову Лазарю Сергеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это был первый армянин, удостоившийся звания Героя в годы Великой Отечественной войны.

Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

Похоронен в посёлке Крестцы, Новгородской области. Именем Чапчахова названы улицы в посёлке Крестцы и в селе Большие Салы. Мемориальная доска в городе Ростов-на-Дону, на здании школы, в которой он учился и в селе Большие Салы. В городе Ростов-на-Дону на памятнике в честь работников завода "Ростсельмаш", удостоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза есть имя и барельеф Чапчахова.

Заключение

Многих героев воспитала Луганщина. И подвиги у них были разные – и военные и трудовые. Давно уже нет Луганского высшего военного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса. Его учебные корпуса, как и многие другие в годы «незалежности» Украины, превратились в руины.

-20

-21

-22

Но осталась память. Память, которая до сих пор собирает выпускников училища вместе. Память, которая поддерживает и воспитывает нас – молодое поколение Донбасса.

-23

Литература

Береговой Г.Т. Угол атаки. М., 1971.

Береговой Г.Т. Три высоты. М., 1986.

Гастелло Н.Ф. Рассказ о брате. М., 1977.

Гастелло В. Мой отец – капитан Гастелло. М.,2006.

Киселев В.А. Командарм Тимофей Хрюкин. М.,2005.

Молодчий А. В пылающем небе. Киев. 1973.

Молодчий А. Самолет уходит в ночь. М.,1986.

Шпанов Н. Николай Гастелло. М.,1948.

http://litkopilkakanevchan.blogspot.com/2018/05/blog-post_10.html

https://fishki.net/1496851-kak-timofej-hrjukin-potopil-avianosec.html

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6165