Сколько стоит километр пути на обычной "железке"? Копеек пятьдесят или еще меньше? А что если я вам скажу, что проехать один километр по самой красивой железной дороге в мире стоит 133 рубля? Выходит дороговато, но виды за окном действительно того стоят.
Речь идет о Фломской железной дороге в Норвегии. Это небольшая тупиковая ветка железной дороги, отходящая от основной магистрали, соединяющей два самых крупных города в стране – Осло и Берген – по которой можно доехать до малюсенького городка Флом, стоящего на берегу фьорда.
Живет во Фломе всего 450 человек, но по норвежским меркам это вполне себе неплохой небольшой городишко. Оставить жителей города в изоляции от остального мира правительство Норвегии не могло, потому что до постройки железной дороги единственным способом сообщения для жителей Флома было море: проезжих дорог там не было до недавнего времени.
Идея построить железную дорогу во Флом пришла в голову норвежцам еще в середине 19 века, но до реализации дело дошло только в 1924 году. Ветку протяженностью двадцать километров строили аж пятнадцать лет. Дело тут не в том, что норвежцы не любят работать, а в том что нужно было пробивать путь для поезда через горы.
По пути следования поезда есть серия тоннелей. Чтобы продвинуться на один метр вглубь скалы у норвежцев уходил целый месяц, а ведь общая продолжительность всех тоннелей на дороге составляет шесть километров. То есть фактически треть пути ехать приходится в толще скальной породы, пробитой горняками в тридцатые годы прошлого века.
Поезд едет очень медленно. Максимальная скорость составляет всего 40 км/час да и то развивает он ее далеко не на всех участках.
Дорога постоянно идет круто вверх, поэтому у электровоза просто не хватает мощности тащить состав быстрее. К тому же дорога постоянно круто петляет между скал, так что развить более высокую скорость не представляется возможным.
По пути поезд делает несколько остановок в разных небольших деревушках. В некоторых из них постоянно живет всего несколько десятков человек и единственным способом сообщения с внешним миром для них является Фломская железная дорога, потому что ни автомобильных дорог, ни моря у них нет.
И вот наконец мы прибываем на конечную станцию Мюрдал, расположенную высоко в горах. Как вы понимаете, холодина там стоит жуткая даже в середине июля: снег в горах не тает круглый год.
Пронизывающий горный ветер дополняет картину и заставляет поглубже закутаться в капюшон, надеть шапку, перчатки и вообще все теплые вещи, которые были припасены с собой.
На вершине можно арендовать велосипед, чтобы спустить вниз 21 километр по горной тропке. Машины там практически не ездят, а на некоторых частях их и вовсе нет, потому что ширина тропки не позволяет проехать даже одному четырехколесному транспортному средству: можно либо идти пешком, либо ехать на велике.
В Мюрдале можно пересесть на поезд до Осло или Бергена, потому что там проходит основной поезд страны, соединяющий две столицы. А можно просто полюбоваться местными красотами и отправиться вниз в 21-километровый трек на велосипеде или пешком, что я и решил сделать.
Стоит билет из Флома до конечной горной станции Мюрдал 45 евро на человека, что по текущему курсу составляет примерно 2800 рублей. Неплохо так, 2800 рублей за 21 километр пути, правда?
Но не надо забывать, что это Норвегия, и цены здесь немаленькие. Притом помимо своего транспортного значения на Фломской железной дороге катается много туристов, так что ценник поднимается еще и из-за этого.
Хотели бы прокатиться по самой красивой железной дороге в мире? И правда ли она показалась вам самой красивой или по крайней мере одной из таковых?)